"Человек стоит столько, сколько стоят его слова"

Станаўленне палітычных партый Беларусі ў 90-ых г. 20 стагодзя. Храналогія падзей

…13 кастрычніка 1990 г.у Мінску адбылася Аб’яднаўчая канферэнцыя дэмакратычных палітычных партый Мінска і Мінскай вобласці. На канферэнцыі была прынятая Дэкларацыя мэтаў і прынцыпаў. Быў зацверджаны аргкамітэт па падрыхтоўцы і правядзенні Устаноўчага з’езда. Акыўны ўдзел у распрацоўцы дакументаў бралі: А. А. Акулаў, В. А. Афанасьеў, П. І. Голасаў, В.І. Карбалевіч, М.К. Пліска і іншыя.

Жил в Петербурге один добрый и благочестивый вельможа. Имел он дом, множество друзей.

«Люди, которые голосуют за воров, предателей и мошенников, являются не их жертвами, а соучастниками».

Заметил писатель Дж. Оруэлл.

Человек, который отдаёт свой голос за кого-то должен помнить об ответственности за свою семью, за Отечество… А равнодушным, не идущим на выборы, Отечество должно постоянно напоминать: «Я – в опасности». А если – твёрдое понимание, что мой голос ничего не решает, то нужно, скорее всего, найти что-то такое эффективное, которое поможет защитить Отечество. Надеюсь, честь каждому может подсказать.

Віленскі майстар мастацкай краязнаўчай фатаграфіі, «бацька польскай фатаграфіі», этнограф, фалькларыст – гэта пра Яна Булгака. Але ўсё ж яго творчасць лічыцца часткай супольнай культурнай спадчыны трох краінаў – Беларусі, Літвы і Польшчы. Нарадзіўся творца ў маёнтку непадалёк вёскі Асташын на Навагрудчыне 6 кастрычніка 1876 года. У 1897-м у Вільні скончыў класічную гімназію, паступіў на факультэт філасофіі Ягелонскага ўніверсітэта ў Кракаве, але з-за недахопу сродкаў праз два гады мусіў пакінуць вучобу. Да 1912 года жыў у вёсцы Пярэсека Мінскага павета, дзе знаходзіўся маёнтак, які атрымаў у спадчыну ад маці. У жніўні 1901 года ажаніўся з Ганнай Хаціскай. Праз пяць гадоў нарадзіўся яго адзіны сын Януш. Бадай што застаўся б ён у шэрагу тысячаў абывацеляў, «звычайных насельнікаў краю», калі б не выпадак. Жонцы падаравалі просценькі фотаапарат. І ў 1905 годзе Я. Булгак зрабіў першыя свае фотаздымкі. Напачатку парадамі дапамагаў навагрудскі фатограф Баляслаў Ігнаці Дамейка. А ў 1908 годзе стварыў сваю фоталабараторыю ў сядзібе Пярэсецы. У той жа год дэбютаваў і атрымаў галоўную ўзнагароду на фотаконкурсе рэдакцыі «Ілюстраванага жыцця» (штотыднёвы дадатак да «Літоўскага кур'ера»). І далей яго жыццё было звязанае з фатаграфіяй.

«Настоящей ответственность бывает только личной, – заметил писатель Фазиль Искандер. – Человек краснеет только один».

И я никогда в своей жизни не видел толпу, которой бы стало стыдно за свои действия. Толпа если что-то и осознаёт, то просто расходятся с мыслями: причём тут я? У нас коллективная ответственность… Прав мой товарищ, который утверждает, что из толпы легче хамить. Это понятие быстро усваивают те, кто поднимает руку на честь. Словом подталкивают к действию. Камень брошен, а там история разберётся. А она-то капризная дама, в будущем часто находит стрелочника, то есть того, кто камень бросил, подчиняясь коллективному сознанию.

Долгое время я относился к когорте увлеченных искателей русских трофеев Наполеона. «Заболел» поиском, будучи студентом исторического факультета Белорусского государственного университета им. В. И. Ленина. В эти же годы неоднократно посещал место переправы французской армии через реку Березину. Позже, проехал по пути его отступления от реки Березины до границы СССР. Перечитал массу книг, статей, составлял описание предполагаемого места захоронения трофеев.

На четыре года был вырван из домашнего уюта. И вот, вернулся. Вместе, с Людмилой, по крупицам, начали окружать себя домашним теплом. Инулька, доченька, наполняла наши сердца нежностью.

Нужно знать свою родословную. Нужно помнить свою индивидуальность. Присмотритесь, многие (большинство) на людях натягивают маски. Они излучают само спокойствие. А когда остаются сам на сам – может быть вулкан необузданных страстей.

У каждой книге своя судьба…
Так говорили в старину

В июле 2019 году в издательстве «Ковчег» вышла книга моего друга, лауреата престижной журналистской премии имени Дмитрия Холодова «За мужество и профессионализм» Леонида Юнчика «Жизнь так круто посолена… Дневник переживаний, чувств и наблюдений».

Сразу отмечу, что в ней есть и чувства, и переживание, и наблюдение. Это нужно уметь – важную, а иногда и глобальную публицистическую проблему раскрыть несколькими точными словами, да ещё в стихотворной форме. Газетчик сумел нащупать такую неожиданную форму подачи материала. Если прозой не доходит до «печёнки», то может, стихами повлияю! Для журналиста главное: изменить мир словами.

–Старшой, только справедливо, а впрочем, знаешь как.

Новичок протянул мне небольшой кусок сала. Пока до конца не прочувствовал тюремной пружины, нужно признаться, я немного оторопел от такого наглого тона. Впервые появившись в камере; откуда он мог знать, что нужно, согласно тюремной этике, подчиняться взрослым заключённым?

Страница 9 из 17