"Человек стоит столько, сколько стоят его слова"

Эгоизм – мощнейшее оружие, которое разрушает доверия. А если его (доверия) нет, то и созидания – нет. Прислушайтесь, что нашёптывает каждому из нас изощрённая реклама. У неё установка одна, чтобы ты бездумно тратил деньги. Без очень многого, к чему стремиться, обработанное рекламой сознание, можно обойтись. Счастье-то – в человеческом общении. Реклама задевает тонкие струны тщеславия. Замыкает на себя. Почему у меня – это, когда у других – то? Извечный вопрос клипового сознания. Певец Игорь Тальков своей поэтической интуицией заглянул в наше время:

«Пусть говорят тебе «доброжелатели»,
Что все твои стремленья нежелательны.
Ты их не слушай, успокойся и дерзай
И всех «доброжелателей подальше посылай…»
Игорь Тальков

Сколько раз мне пришлось наблюдать за современными подростками. Особенно меня интересует: сколько времени они могут держать внимания. Сразу же скажу, если на уроке, то очень мало. Апатия, усталость… Хотя, откуда им взяться. Сегодня мало кто из них перерабатывается. Непроветриваемая комната, сидение на одном месте, взгляд устремлённый в монитор, постоянный поиск ненужной информации. И сколько здесь пустоты… И она давит на психику. Но ни стоит, пожалуй, обобщать. Поведенческий спектр очень широк. Американцы своим чадом успокоительные таблетки предлагают. Уж больно многие неусидчивые. Своим поведением мешают воспитывать других. Наши воспитатели пока терпят, тянут до последнего.

В воспитании сегодня материальное давит духовное, если можно так сказать. Преобладает мысль: вот вырастит, оторвётся от своего компьютера, и в старости хоть подаст стакан воды нам с матерью. А так прокормим, приоденем. Времени на простое человеческое общение не хватает.

– Учитель, на одном из занятий вы сказали, что если человек познает, кто он, то сразу же станет мудрецом. Так ли это? Но я сегодня узнал кто я, а вот достиг ли этого состояния?

В чём оно заключается? Оказывать помощь тайно, чтобы это было известно только Богу, да тому, кому она оказывается. А сегодня души расхристаны, ибо всё нараспашку. И левая рука знает, что творит правая. Возьмём, например, социальную рекламу. По всему городу развешены плакаты, на которых изображены звёзды эстрады, телевидение, и ещё чего-то… И подпись под ними: «Принимаю участие в благотворительных акциях». Улыбающиеся лица. Сколько мальчишек и девчонок хотят попасть на это место. Что поделаешь, переходный возраст, все хотят публичной славы… Если тебя знают, то и «лайков» больше на твоей странице. Педагоги не успевают за развитием техники. Суетятся, не успевают подготовить душу ребёнка.

Однажды император Феодосий Великий пригласил Арсения, известного своей учёностью и благочестием, стать учителем его детей – будущих императоров Аркадия и Гонорея. Учитель согласился. На следующий день приступил к занятиям.

На всю жизнь остались эти глаголы в моей жизни. Они помогали не только выживать в нечеловеческих условиях, но и дышать полной грудью. И помогают! Мысленно их повторяю, когда переступаю порог чиновничьего кабинета.

Уже и не помню, почему этот отрывок не включил в свою книгу «Спасите наши души». А нужно было!

– Учитель, я устал носить за спиной камни. Не только тяжело, но и очень больно, ибо острие края впиваются в рёбра. Это Вы мне посоветовали за каждое нецензурное слово, которое вырвется из моих уст, положить увесистый камень в котомку. И она постоянно набирает вес. Все губы искусал в кровь, а материться продолжаю. Учитель, если легче физически, я перестану ругаться? И если я сумею сдержаться, могу ли выбросить камень из котомки?

В лицо одному ветерану, который целый урок рассказывал детям о войне, Даниил Гранин сказал:

– Простите, вы всю службу были там, где дают ордена, а не там, где их заслуживают.

Кто-то из мыслителей заметил, что есть одно педагогическое правило. Но о нём мало кто задумывается. Когда учитель выставляет оценку своему ученику, то и ученик в это время выставляет оценку своему учителю. Оценку честности, объективности, справедливости. Своими книгами, Нобелевской премией Светлана Алексеевич поставила оценку не только своим школьным учителям, но и А. Адамовичу, Д. Гранину… Оценку за честность, оценку за активную жизненную позицию.

Страница 12 из 17