Однажды император Феодосий Великий пригласил Арсения, известного своей учёностью и благочестием, стать учителем его детей – будущих императоров Аркадия и Гонорея. Учитель согласился. На следующий день приступил к занятиям.
Через несколько дней император зашёл в зал, в котором проходили уроки. И ужаснулся! Учитель стоя вёл урок, а принцы восседали в креслах. Император возмутился и приказал Учителю с учениками поменяться местами. Арсений давал уроки, сидя на троне, а принцы стояли рядом. Они внимательно вслушивались в каждое слово Учителя и отвечали урок. С уважением обращались к Учителю.
А теперь, уважаемый читатель, мысленно зайдём на урок в нашу обычную школу. И что там увидим? Как можно усвоить мысль, нагло развалившись за партой. Парта это не трон, грудью бросятся защищать права детей начальствующие дяди и тёти. Но если не перед педагогом, так перед Её Величеством Мыслью, уважение должно быть!?
Я вспоминаю подростка Юрку, который сидел в нашей камере. (« Спасите наши души») Кто читал книгу, помнят, о ком идёт речь. Сидя на шконке, Юрка внимательно вчитывался в газету, которую случайным ветром занесло в нашу камеру. Медленно читал, шевелил губами. Быстро у него ничего не получалось ещё. Упущение в развитии. Чувствовал свою ущербность.
– Ты знаешь, старшой, у нашей учительницы, которая учила нас, было очень старенькая кофточка. А вот тут, – и Юрка на себе показал, – была маленькая дырочка. Весь класс смеялся с этой вот дырочки. А я нет. Хотелось мне стырить у тех, кто больше всего смеялся деньги и купить Валентине Андреевне самую красивую кофточку в мире. Пусть позавидуют.
– Ну брать чужое, Юра подло. Ты сам говорил, что большой грех крисятничать у своих
Хотелось ещё что-то добавить, но я промолчал. Господи, какое благородное сердце у наших Учителей. Из-за дня в день они приходят в класс, и все уроки стоят на ногах. Вот поэтому у них такие разбухшие вены. И спокойным голосом вещают о добре, о братстве, о любви… А дети, сидя за партами, думают: «ну бухти про космические корабли, которые бороздят мировые просторы…». Если нет уважение к мысли, то нет уважение к Учителю. Мы тебя, не только по одежке встречаем, но и по одежке и провожаем. Способен ли кто –либо изменить ЭТО!? Это роль Учителя.
А Юрка попробовал заглянуть во внутренний мир своего Учителя. Но у него особый, испорченный жизненными обстоятельствами взгляд. Не смотря на это, Юрка мне стал ближе, чем любой отличник. Ближе потому, что у него в душе нет «двойного дна». А с такими и в разведку можно.