Гражданин, именно так, в пенитенциарной системе на всех уровнях своей работы, относятся к человеку. По цепочке, от подозреваемого до осужденного передают это обращение. И сколько в нём холодного равнодушного расчёта. Цель одна: сломать, унизить. Кажется, окружающие тебя, услышав это слово – обращение, понимают, что ты им больше не товарищ, а гражданин без паспорта, лишенный всех прав. Пятно на тебе. И сколько в этом слове холодного равнодушия.
Это слово имеет глубокий исторический смысл. Но как его революционный ветер перемен вывернул наизнанку. Значит, это кому-то нужно было унизить маленького человека. Вот как словарь Даля трактует слово гражданин: «Член общины или народа, состоящего под одним общим управлением, каждое лицо или человек, из составляющего народ, землю, государство…»
И ключевое слово в этом определении: каждый, кто принимает веру, культуру, права, то есть живёт полноценной жизнью народа.
А словаре «Современного русского языка» слово гражданин имеет несколько определений. Мы приведём, на наш взгляд, ключевое: « Человек, служащий Родине, народу, заботящийся об общественном благе». Ещё с Римской империи в дни великой опасности граждане несли не только материальные сбережение, снимали даже последняя золотое фамильное кольцо с пальца, но и становились плечом к плечу с мечом в руке для защиты на крепостных стенах. Единение душ и сердец.
Сегодня, это понятия, закреплённое в сознании исторической памятью, разошлась с социальной действительностью. Революционные потрясение вытравили из душ дух единства, уважение к старине глубокой, достоинство. И наполнили их взамен страхом. Революция нуждалось (нуждается) в биологических массах, которые не спрашивали (не спрашивают) зачем? почему? просто по команде надзирателей разбирали (разбирают) лопаты, тачки, кайло и в вечной мерзлоте возводили заводы, каналы. И труд этот без радости, за кусок чёрствого хлеба, высасывал (высасывает) все жизненные соки. И не намёка на перевоспитание. Наоборот!
И страх вечной мерзлотой сковал сердца. Боязнь высказаться. Нобелевский лауреат Светлана Алексеевич попыталась высказаться на эту тему за тех, кто мыслит, но молчит и только шёпотом на кухне: « Зло беспощадно, к нему нужно иметь прививку. Но мы выросли среди палачей и жертв. Пусть наши родители жили в страхе, и не всё нам рассказывали, а чаще ничего не рассказывали, но сам воздух нашей жизни был отравлен этим. Зло всё время подглядывала за нами». Неужели Светлана Алексеевич, своим чувствительным женским сердцем прочувствовала освежающий души ветер перемен. И употребила глагол «подглядывала» в прошедшем времени. Зло всегда подсматривает за нами. И сегодня Виктория Петровна со страхом выглядывает из-за оконной занавески, когда резко тормозит ночью машина на улице. Когда ей было семь лет в мае 1937года четверо с пистолетами пришли за её больным отцом. А в июне – за мамой. И она маму запомнила только плачущей. Господи, – молиться Виктория Петровна, – как этот страх не передать правнуком. В старой доброй Англии не встретишь на улице полисмена, вооружённого дубинкой и боевым пистолетом. А у нас? Трудно поверить в доверия человеку, который разговаривает с тобой с позицией силы. И если нет равенства, то нет и достоинства. Размышляет Виктория Петровна. Просто знакомая. Сколько невысказанности, загнанного в подсознания. И поэтому обостряются все хронические болезни. Стоит согласиться, что мы боимся своего прошлого, не доверяем настоящему, не чувствуем будущего. Материальной работой на всех направлениях задачу не исправишь.
Лев Николаевич Толстой заметил: «Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть». Как нет!? А… Оно то есть, но как всё это воспринимает ущербная страхом душа. Достоинство и страх в одной душе не могут ужиться.
Для того чтобы быть достойным Гражданином своего государства, человек должен знать и гордиться историей своей Родины.
І пагэтаму, паважаныя сябры, перад Вамі РАДАВОД Вялікіх Князёў старажытнай Беларусі.
Всмотритесь внимательно в эти лица. Своим самоотверженным трудом наши князья много чего прекрасного сделали для нашей Беларуси. Будем воспитывать в себе Гражданина. Ибо только Гражданин имеет голос.