Смелый, неординарный предприниматель всегда на мушке. Если не киллера, получившего заказ на сведение счетов, то на мушке обывательских кривотолков и зависти, чиновничьих придирок и вымогательств, завышенных ожиданий разного рода приятелей, неразборчивых советчиков и т.д. и т.п.
Прекрасно, когда у предпринимателя находятся настоящие помощники и единомышленники.
«Я с нетерпением ожидаю выхода каждой новой книги Валерия Сороко, - признался председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Николаевич Карягин. - Более 25 лет наблюдаю, как он борется за справедливое восстановление своего честного имени. Наблюдаю и за перипетиями развития его предпринимательской деятельности. Новая книга «Кровь и стоны бизнеса» не просто откровенный рассказ о том, как проблемы предпринимательства отразились на судьбе автора, это, на мой взгляд, реальная хроника нашего времени. Всех героев, которых вывел Валерий Сороко на страницах книги, я знаю лично. Поражает не только достоверность изложенных фактов, но и прежде всего острота переживаний и сохраненное неравнодушие к проблемам, возникающих на пути развития бизнеса.
Книгу «Кровь и стоны бизнеса» я рекомендую прочесть каждому, кто имеет свой бизнес. Пути развития разные, но трудности-то одни.
Надеюсь, книга будет интересна и тем, кто только собирается открыть свое дело. Она будет поучительна и для тех представителей власти, которые своими действиями, а зачастую и бездействием создают препятствия для трудолюбивых, нестандартно мыслящих людей. Иногда этим они ломают судьбы тех, кто решил открыть свое дело. Нужно научиться понимать главное: мы все работаем на процветание Беларуси».
Откровенно говоря, этот отзыв одного из руководителей белорусского делового сообщества о новой книге Валерия Сороко под названием «Кровь и стоны бизнеса» заинтересовал и нас, журналистов «Народной Воли». В ней рассказывается о том, как автор, вчерашний юрист, от безысходности, невозможности работать по полученной специальности занялся предпринимательством. Вначале это было крестьянское (фермерское) хозяйство, затем торговое предприятие. Со временем и от одного, и от второго пришлось освобождаться. Жизнь того, кто купил торговую фирму у В.Сороко, трагически оборвалась...
Автор откровенно и доверительно рассказывает о своем опыте ведения бизнеса, не скрывая при этом и неприглядные моменты, проявлявшиеся при его ведении. Он также обращается к опыту и проблемам современных фермеров, предпринимателей, работающих в различных направлениях. Тем самым он хочет поспособствовать своим коллегам-бизнесменам и представителям власти в поиске новых точек роста бизнеса.
Хочется надеяться, что опыт В.Сороко, а также ряда его коллег будет поучительным для тех, кто встанет на дорогу предпринимательства, задумает открыть свое дело. А обычный читатель с подачи автора во многом переосмыслит предназначение и миссию как самого бизнеса, так и тех, кто двигает его вперед. С этой целью «Народная Воля» предоставляет сегодня свои страницы для публикации одной из глав новой книги Валерия Сороко.
Непрошеные гости
В один из зимних вечеров по обыкновению я находился на работе, решая текущие вопросы. В кабинет то и дело заходили мои работники, докладывая о ситуации на торговых точках, информировали о расчетах с клиентами, предстоящих платежах.
Зашли мои знакомые абхазцы. Того, что постарше, высокого роста, звали Георгий, молодого коренастого - Алан.
Они привезли фрукты, в основном мандарины. Я уже сотрудничал с ними много месяцев, принимая от них товар и, идя навстречу их пожеланиям, платил быстро и исправно, так как им хотелось побыстрее попасть домой. Дорога была трудная, полная различных приключений. С собой приятели-абхазцы всегда брали оружие, с их слов, им в пути приходилось иногда даже отстреливаться, отпугивать недругов и злых людей в лихие девяностые.
- Валентин товар у нас принял, претензий у ваших работников по качеству нет. Хотелось бы получить расчет и побыстрее уехать, - обратился ко мне Георгий.
- Сколько дней вы можете подождать? Сумму ведь вам надо заплатить немалую. Надо ее еще собрать, - стал я уточнять.
- Два дня, не больше. Зима, дорогу может вмиг занести. Пока снега мало, да и по прогнозам еще несколько дней будет без метелей.
- Сложно за такой срок собрать полную сумму расчета. Но мы постараемся. А как в ваших краях - война продолжается? - полюбопытствовал я:
- Как тут сказать... Грузины никак не успокоятся, все лезут и лезут. Никак не поймут, что не хотим мы с ними жить. Разные мы, обычаи у нас разные. Абхазцы очень трудолюбивый народ, уважительно относятся друг к другу. А у них много непорядочных людей. Воруют, обманывают. Хотят, чтобы мы их содержали. Живут по другим понятиям.
Во время диалога ко мне вошли два крепких молодых парня.
- С кем тут можно побазарить? Кто командует торгашами? - поинтересовались они.
Мне послышались недобрые нотки в голосе вошедших без приглашения.
- А в чем дело? Вы видите, что я занят, у меня гости.
- А нам по барабану. Перетолковать надо тет-а-тет, - сверкнув металлическими зубами, зло процедил один из непрошеных гостей.
- Базарить будете в другом месте. А сейчас - покиньте кабинет и ждите, пока я провожу гостей.
Недовольные незнакомцы все же покинули кабинет.
- Какие-то пассажиры стремные. Ведут себя нагло, - заметил абхазец Георгий.
- Вокзал, каких только залетных здесь не увидишь, - констатировал я.
- Может, помощь нужна, брат? Так мы прихватим оружие и вернемся, - не ожидая моего ответа, абхазцы быстро покинули кабинет.
Уже более уверенно, беспардонно снова вошли в кабинет те же двое парней.
- Начальник, мы от Бороды. Хотим знать расклад.
- Какой еще расклад? Вы о чем? - недовольно, с иронией спросил я.
- Ты же баблом занимаешься. Кому платишь? Кто у тебя «крыша»? - наступал крепкий парень.
- А что, ты мне хочешь помочь заработать? Так у меня свободных вакансий нет.
- Что ты мелешь?! Отвечай за базар, тебе конкретные люди задали вопрос, конкретно отвечай!
Меня взорвало:
- Вы с кем разговариваете?! Понятие имеете, к кому зашли? Почему на «ты» обращаетесь? Вы для меня никто и звать вас никак. Пошли вон отсюда! Пусть сам Борода ко мне приезжает, я с ним перетру.
- Ты, несговорчивый, нарываешься на неприятности.
- Я доходчиво вам объяснил; что со мной надо разговаривать на «вы» и другим тоном, - продолжил я вразумлять решительных парней.
Видя мою неуступчивость и отсутствие страха, незваные гости немного поубавили пыл.
- Нам по барабану. Мы хотим знать, чья у вас «крыша». Мы можем взять и под свое крыло. Много не запросим. Что сказать Бороде?
В это время в кабинет вошли абхазцы. У одного в руках был автомат, у другого - пистолет. От неожиданности, видя такую картину, рэкетиры даже подняли руки.
- Извини, начальник. Мы рамсы попутали, - заикаясь, выдавил сквозь металлические зубы тот, кто до этого проявлял больше решительности и наступательности.
На поднятой руке я заметил наколки. «Был на зоне», мелькнуло в голове.
- На пол. Руки за голову, - как-то само вырвалось у меня. - Документы есть? Проверь их карманы, - то ли попросил, то ли приказал я своему добровольному помощнику Алану.
Тот нагнулся, достал из карманов ретивых парней паспорта и положил мне на стол. Я на всякий случай снял копии этих документов.
- Забудьте ко мне дорогу! Еще раз здесь увижу - будете всю жизнь работать на лекарства. Доходчиво изъясняюсь? - переспросил у вымогателей, прежде чем с ними распрощаться.
- Да, да! Заметано! - перебивая друг друга, подтвердили кореша-рэкетиры. - Надо было сразу сказать. Мы бы и ушли. Нам разборки не нужны. Простите нас, дураков, сунулись за халявой. А тут такие стволы, да еще грузины.
- Поднялись и бегом вон отсюда. И передайте своим браткам, чтобы забыли, про мою фирму и ее торговые точки.
- Понятно. Простите нас! Будем обходить, - пятясь, задом покинули мой кабинет непрошеные гости. Я же обратился к далеким и вполне желанным гостям:
- Спасибо вам большое! Напугали вы их крепко. Я бы и сам сумел с ними поговорить, доходчиво вразумить, что не туда попали. Но не так убедительно, как получилось с вашей помощью, - отдал я должное усилиям своих помощников.
- Не за что нас благодарить. Если понадобится, мы всегда готовы за тебя впрячься. Спрячь оружие и принеси коньяка, который мы привезли для Валерия Илларионовича, - дал указания Алану Георгий.
Через несколько минут Алан возвратился, поставил на стол добротно сделанную резную деревянную упаковку, сквозь грани которой просматривалась двухлитровая бутылка коньяка.
- Вот это красота! Такая искусная работа! - искренне восхитился я, помня, как любил работать с деревом мой отец.
- Ты хороший человек. И нам приятно тебе сделать подарок. Это мой родственник так упаковывает коньяк, объявил довольный Георгий.
- А как мне приятно видеть такую работу и ваше ко мне уважение! Чем мне вас отблагодарить?
- Ничего не надо. Мы же от чистого сердца. Ты нас не подводишь, хорошо и вовремя платишь. Ты наш друг. Потеплеет - приезжай к нам с семьей в гости, встретим по кавказскому обычаю. Шашлык вместе поедим. Будешь очень доволен нашим гостеприимством.
- Спасибо за приглашение! Столько забот, что не знаю, что будет завтра. Таких далеких планов не строю. Но очень вам благодарен. Прикажу, чтобы с нами быстро рассчитались. А есть где вам переночевать?
- Да мы уже сняли номер в гостинице на 6-м этаже прямо на вокзальной площади. Гостиница хорошая, горячая вода есть. Покушать есть. Отдохнем перед дорогой. Планируем до Нового года еще рейс сделать. Примешь, товар?
- Да перед самым Новым годом ваши фрукты будут расходиться, как горячие пирожки на вокзале. И цена закупочная будет выше. Такая далекая дорога, столь ко опасностей по маршруту следования, - посочувствовал я своим надежным партнерам и поинтересовался: - Оправдан ли ваш риск? Может, если подсчитать все расходы, то и нет смысла заниматься этим бизнесом? Не сродни ли ваши действия действиям одного крестьянина. Ему знакомый подсказал, что в дальних краях на базаре теленок стоит всего один рубль. «Эге, - смекнул крестьянин, - у нас-то теленка меньше чем за пять рублей не купишь». Он взял телегу, деньги и отправился в дальние края. И действительно купил там теленка всего за один рубль. Но, пока добирался туда да обратно, потратился на харчи, заплатил за ночлег на постоялых дворах, за проезд по дорогам. В итоге поездка обошлась в двадцать рублей.
- Мы умеем считать, - прямо заявил Георгий. - Жалко за бесценок отдавать заготовителям выращенные самими фрукты. Столько трудов вкладываем, чтобы получить и сохранить урожай. Многие жители Абхазии не имеют возможности да и не хотят рисковать, вот и отдают перекупщикам и заготовителям урожай за копейки. Когда ныряльщику - ловцу жемчуга удается найти на дне моря большую красивую жемчужину, он обычно несет ее скупщику. Скупщик дает ему совсем немного денег. А сам продает эту жемчужину ювелиру в сто раз дороже. Ювелир вставляет жемчужину в оправу или в перстень или, просверлив, нанизывает на золотую нить и получает за нее в тысячу раз больше, чем тот, кто достал ее со дна моря.
Мы с моими партнерами-абхазцами быстро нашли общий язык. Во многом потому, что мне, владельцу фермерского хозяйства, так близки и понятны были их проблемы. Распрощались мы тепло, по-братски.