Эту историю рассказал мне пожилой учитель. –Однажды подошёл бывший мой ученик. Что о нём могу сказать? Трудный был человек. Много крови «попортил» мне, коллегам. Был не прилежным, грубил товарищем. Никак не могли найти подход к его душе. Уходил с уроков. Каждый год на педагогическом совете решали, а что делать с ним дальше.
А потом, просто на его воспитание, учёбу махнули рукой. Мол, жизнь научит. От педагогического бессилия становилось очень грустно. Так и терпели все его выходки. Очень радовались, когда он не приходил на занятия.
Прошли годы. Про него все забыли. В школе появились новые такие вот, выматывающие нервы, ученики… В этом есть какая-то закономерность.
И вот он пришёл ко мне домой. И робко протянул три хризантемы. Первая мысль: откуда?! Возле моего дома и возле школы хризантемы в этом году не растут. И он что-то почувствовал: –Да, вот – на базаре… Красивые, правда…
С радостью принял этот букет из трёх цветков. Внимательно посмотрел на него. Внутренне собран, красивая куртка, туфли до блеска начищены. Может это не он?! Да нет, вот и шрам на щеке. В восьмом классе подрался с взрослым мужчиной. – Понимаете, учитель, только в школе со мной так хорошо обращались. Думал, что всегда так будет. И только Вы влепили мне три затрещины. По делу, сегодня признаю. А цветы, такие вот, хризантемы, приняли от меня в десятом классе. И это после того, как учительница по русскому языку бросила их мне обратно. Думал, догадалась, что возле школы их сорвал. Раскаиваюсь сегодня в этом. Я просто был тогда влюблён в самую красивую девочку нашего класса. По – юношески, так, безнадёжно. В её глазах читал, а кто будет дружить с хулиганом. Для неё тогда в школе я был букашка.
На всю жизнь запомнил, с какой радостью Вы понесли мои, отвергнутые всеми, только не Вами, цветы домой. Я тогда стоял у окна и видел. А наследующий день это девочка сама подошла ко мне и улыбнулась. Это Вы, учитель, поговорили с ней, правда? Она мне не говорит, что Вы ей сказали?
– Илларионович, я ничего не ответил, хотя эти слова я запомнил на всю жизнь. Без тех эмоций слова беспомощны. Сердце чувствует глубже. Зачем ему помогать, объясняя словами, прочувственное. Он рассказал, что он женился на ней. И счастливы вместе. Подрастает доченька у них. И пожилой учитель улыбнулся… – Илларионович, а можно я расскажу тебе японскую притчу? Ещё один день тихо уходил. В природе успокаивалось. Предчувствие ночи. Летнее солнце уже спряталась за верхушками деревьев. Догорали угли костра. Тишина, только чуть слышно – бензопилу, которая работала в деревне. Идёт заготовка дров. Значит, зимовать будут старики. Жизнь продолжается… И я молча кивнул головой: – Послушаю с удовольствием… – В одном посёлке жил старый мудрый учитель. Однажды, когда он вёл урок, к нему подошёл один из его учеников. Он был наглым и жестоким ребёнком. Своей грубостью любого мог вывести из себя. Никто не знал, как с ним общаться. Старались его не замечать, а если он начинал грубить, от него уходили.
И вот, подойдя к своему учителю, этот ученик стал хамить. Но мудрый учитель старался его не замечать, а продолжал свой урок. Тогда грубиян стал ругаться последними словами. И на эту выходку никак не отозвался учитель. Юному хаму не осталось ничего другого, как выйти из класса. И только после его ухода, дети возмутились. Почему, учитель, Вы не ответили грубостью на грубость. Вы сами, – утверждали они, – учили нас, что в такую минуту нельзя быть спокойным. Зло должно быть наказано, злом. Учитель, а можно ли наказать добром? Если не отреагировать во – время, то зло будет чувствовать себя безнаказанным… Каждый учителю приводил свои доводы. Слушал их учитель и молчал. –Дети, а почему вы не заступились за меня, когда грубиян был в классе? Рассуждать тогда, когда не угрожает опасность, глупа и бесполезно. И детям стало стыдно, и они опустили свои головы –Послушайте, дети, если кто-то неприятный для вас, подойдёт с подарком, а вы не примете его, то кому будет принадлежать этот подарок? – Тому, кто дарит. Хором ответили ученики. – То же самое, дети, касается и злости, зависти, ненависти, ругательств. Пока ты их не принял, то они принадлежат тому, кто их преподнёс. И старый учитель замолчал. Два удивительных подхода.
На землю тихо опустилась ночь. Догорал костёр. И радовало то, что ночью сегодня с пожилым учителем будем наблюдать за звёздами.