Уважаемые читатели, ничего случайного в этом мире нет. Вот моя душа с радостью встретилась со светлыми мыслями Святослава Бэлзы. Встреча произошла через книгу «Человек читающий». Имя вдумчивого искусствоведа и замечательного литературоведа было широко известно с середины двадцатого века. Души, желающие творить, стремились на встречу с его мыслями. Ибо в них жила светлая энергетика созидания добра. А кто его сегодня помнит?!
В августе я раскрыл книгу «ЧЕЛОВЕК ЧИТАЮЩИЙ». Автор и составитель Святослав Бэлза. В ней он собрал и обобщил размышления виднейших мастеров слова двадцатого века – отечественных и зарубежных – о прошлом и настоящем книги, о том, какова роль чтения в судьбе каждого из нас и судьбе цивилизации в целом, о читателях, о писательском ремесле составили предмет этой замечательной и актуальной сегодня книги. Особенно хотелось подчеркнуть, что у каждого, кто творит, есть ДУХ БУНТАРЯ. Ибо совестливому человеку, который создаёт, становится тесно в ограниченном пространстве. От хамства, от равнодушия задыхается писатель. «Пространство, где нет совести, – полем его деятельности. В этом пространстве писатель творит совестью. У бессовестности равнодушия является защитной бронёй, а у писателя сердце беззащитно». Вычитанная где-то мысль.
Словом, – подчёркивал С. Бэлза, – он пытается разорвать это пространства и устремиться. А вот куда?! Читатель решает сам. У каждого свой выбор… Забытье – уничтожение проводников, связывающих прошлое с настоящим, а настоящее с будущим. Таким проводником был С. Бэлза. Хотелось, уважаемые читатели, познакомить Вас с небольшим отрывком из этой книги: «Книга может быть товаром и наркотиком, а может быть святыней и оружием. Есть книги – бойцы, пробитые пулями, как солдатская грудь; есть книги, которые, как провозвестников правды, сжигали на кострах, – но от пламени этих костров не рассеивался, а, наоборот, сгущался мрак. Мрак невежества и человеконенавистничества. Бытует выражение: «Бумага всё стерпит». Но, кажется, буквы хотят разбежаться и бумага коробится от стыда, когда на ней печатают такие тексты, как «Молот ведьм» или «Майн кампф». Каждая же книга, что может быть названа Книгой с большой буквы, несёт прометеев огонь своего создателя и похожа на факел, который этот мрак разгоняет, приближая час торжества разума и справедливости. За то, что книги суть «реки, напояющие вселенную», издавна они почитались на Руси. В одном из наиболее ранних памятников русской письменности – «Изборнике Святослава» 1076 года содержится специальное «Слово о четьи книг», где говориться: «Добро есть, братия, почитание книжное… Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но, о чём говорит книга и словеса те, и трижды возвращайся к одной главе… Красота воину – оружие, короблю – ветрила, так и праведнику – почитание книжное…».
***
По-разному можно относиться к революционной деятельности А. Герцена. Он хорошо знал, о чём писал: печатным словом можно разбудить массы. И в активно бодрствующий мозг вложить МЫСЛЬ, которая бунтом взорвёт неокрепшие умы. Но, здесь бунт приводит только к рефлексии. А то, что рефлексирует, то не созидает. А если не созидает, то разрушает. «… Книга — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. Вся жизнь человечества последовательно оседало в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в ней записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная аутография, которая называется всемирной историей. Но в книге не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она – программа будущего. А.И. Герцен.***
Давно возникла это формула: «Писатель пописывает, а читатель почитывает». Но, к сожалению, она всё глубже и глубже сегодня внедряется в общественное сознание. Против этого взбунтовался ещё в девятнадцатом веке М. Е. Салтыков – Щедрин. «– Настоящий писатель не пописывает, а исторгает в родовых муках из глубины души, из своего измученного естества произведение, и оно всегда создаётся с мыслью о читателе (не только о сегодняшнем, но не редко и о грядущем). Книга – результат большого труда автора, а также редактора, художника и людей многих других профессий. Только тогда, она способна раскрыть вложенное автором содержание. «Чтобы книга до конца раскрыла вложенное в неё содержание, засияло полным спектром, зазвучала во «весь голос», читатель тоже должен проделать определённую работу, мобилизовав свои способности и вслушавшись, как следует, в музыку слов». Развил мысль С.Бэлза. «Книга должна быть исполнена читателем, как соната, – подчеркивала Марина Цветаева. – Знаки – ноты». Для учителя – словесника всегда должен стоять вопрос: как? Какими методами? Какими приёмами? Можно и нужно воспитать вдумчивого читателя. Читателя, который стал бы единомышленником писателя. Они должны стремиться навстречу