"Человек стоит столько, сколько стоят его слова"

Эти слова фрекен Бок из советского мультика известны многим. Никто толком не может сказать, как нужно правильно этим заниматься. А тот, кто считает, что знает готовый рецепт, подходящий абсолютно всем, вызывает у меня подозрения в поверхностном видении тех проблем, который возникают в процессе воспитания.

Итак, я родитель. Каков мой настоящий статус по отношению к собственным детям? Владелец? Господин? Товарищ? В первую очередь, я соавтор нового Божьего творения. Соавтор, который несёт огромную ответственность за формирование уникальной личности маленького человека.

На то, какой будет личность ребёнка, влияет очень многое. От генетики до нахождения в обществе. Давайте подумаем о ценностях, которые выражают христианский идеал человека. Мы ведь христиане, нам хочется воспитывать ребёнка так, чтобы он был счастливым обладателем Божьего наследия. А Господь даёт ему всю Вселенную. От действий родителей зависит то, как будет относиться ребёнок к окружающему миру и к самому себе. Что я по факту, могу сделать для того, кого люблю всем сердцем? Говоря заумным языком, создать новые ценности или передать те, что усвоил сам. Но, то есть объяснить, что такое хорошо и что такое плохо.

Главная проблема заключается в том, что я далеко не единственный, кто будет влиять на моего малыша и рассказывать ему, что плохо и что хорошо. Так кто же будут все эти люди? А это не только ровесники, но и множество посторонних дядь и тёть, которые, даже не видя моего дитя, приложат определённые усилия, чтобы передать ему свой взгляд на жизнь. В том числе и СМИ. Любят ли они моего ребёнка? Можно ли им доверять? А ведь мы живём в стране, которая пережила почти вавилонский плен. Я имею в виду семидесятилетнее безбожное существование. Пусть даже и расцвело Православие снова, в то время как на Западе христианство испытывает определённый упадок.

Известный русский философ И.А. Ильин был убеждён, что воспитание начинается с пробуждение души к национальному духовному опыту. Стало быть, буду пробуждать. Иначе за меня спящую красавицу – душу моего чада – пробудит кто-то другой. И далеко не факт, что его опыт будет полезным. Интересующий меня духовный опыт, слава Богу, не нужно искать за тридевять земель, ведь он закреплён святыми отцами Церкви, его легко найти в трудах выдающихся русских педагогов и философ. Что? Много читать придётся? Ну, так напрягусь, чай, не преломлюсь. Ребёнок-то мой. Я хочу, чтобы он не только достиг Христова Царства в итоге своей жизни, но и проделал весь земной путь счастливым человеком. А разве это возможно, если моё дитя не научится любить свою семью, свой дом, своё Отечество, своё дело?

Уже в раннем детстве человек, как губка, впитывает знания о том, что его окружает, и определяет собственное отношение ко всему этому. Дети крайне чувствительны и эмоциональны, остро реагируют на любую мелочь. Они необыкновенно любознательны и задают миллионы вопросов в минуту. Когда мы им читаем сказки, детишки могут идентифицировать себя и с Колобком, и с Чебурашкой. Малютки часто доверчивы, правдивы и послушны, они быстро прощают обидчиков, легко мирятся и любят труд. А этот прекрасный период легко упустить. О них говорит Христос: «Если не обратитесь и не будите как дети, не войдёте в Царствие Небесное». (МФ. 18:3) Очень важно научиться оценивать свою кроху объективно. А ведь я не вижу, как мой малыш ведёт себя в большом детском коллективе. Пока я работаю, он находится в детском саду, а когда ребёнок играет со сверстниками на улице, я могу отвлечься на книжку или уткнуться в телефон.

Именно в детстве бурно развивается внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение. Только отвернулся – и что-то может оказаться безвозвратно упущенным. Порой думаю, что и моргать стоит пореже. Иначе как контролировать воспитательный процесс? О, это страшное слово «контроль»! Мне, священнику, часто приходится слышать такие слова:

– Нельзя давить на ребёнка. Вот вырастит – пусть сам решит, верить ли ему в Бога. Ах - ах, насилие над детской личностью!

Ну да. Если следовать этой логике, то и в школу отдавать его нельзя насильно. Пусть вырастет и сам решит, идти ли ему в школу или нет. В 16 лет пусть принимает решение, учиться ли ему читать или писать. Нет уж, я окрестил своих детей в месячном возрасте и причащал их регулярно.

Протоиерей Сергей Адодин.