"Человек стоит столько, сколько стоят его слова"

Помню, когда я был молодым, в обществе ходила шутка: в категории лучший воспитатель года победил отцовский ремень. Тогда ей (шутке) никто не придавал особого значения. Естественно, в природе так. Отец воспитывал своих детей так, как воспитывали его родители. Но незаметно кто-то просто перевернул с ног на голову традиционное восприятие. Сегодня не только отцовский ремень, поддерживающий брюки отца, но и голос заложенный самой природой (повышенный тон) для помощи в этом ответственном процессе, находится под запретом закона. Не бей, не кричи, крепко держи отрицательную энергию в своём кулачке. Ребёнок своим природным чутьём чувствует отрицательную энергию. Отступившему от веры, нет пути высвобождения от этой бесовской энергии. Вот и отвечает ребёнок зеркально. Агрессия, накапливаемая постепенно, закрепляется в подсознании. Может взорваться в любой момент. В современной истории такие примеры уже есть. Издёрганные экономикой родители, учителя, воспитатели равнодушным трактором раздавливают созидательную любовь. Знают, что государственная машина вовремя им подставит плечо: построит спецшколы, детские колонии, воспитает нужное количество смотрителей. Только не переживай за ребёнка. Управу на их рефлексию нашли. Но кроме прав, ещё должны закладываться с большой любовью и обязанности перед обществом, перед родителями, перед человеком. Ответственность перед Богом.

К мысли русского философа 19 века Евгения Трубецкого нужно прислушаться: очень актуальны его слова: «Человек не может оставаться только человеком, он должен или подняться над собой, или упасть в бездну, вырасти или в Бога, или в зверя». А то сегодня изобрели расчёску, для одинаково причёсывания и возродили прокрустово ложе. Но чтобы заняться воспитанием, нужно обязательно в каждом молодом человеке прочувствовать неповторимую личность. Московский писатель, учитель Инна Кабыш в своей статье о воспитании подчеркнула: «Всё направлено на понижении человека». Скорее всего, она оттолкнулась от мысли Блаженного Августина: «Когда человек живёт по человеку (читай: хапает, жрёт, ржёт), а не по Богу (читай: мыслит и страдает), он подобен дьяволу. Так прокомментировала И. Кабыш недавнюю трагедию в Казани.

Общество, к великому сожалению, утратила самую важную мысль воспитания: если хочешь построить светлое будущее, то сражайся за человека до последнего вздоха. Ибо только с ними будешь строить это будущее. Слепым одёргиванием ничего не построишь. Да и пустым обещанием в светлое завтра, ничего не добьёшься. Увещевать нужно сердечностью, а не страхом перед законом. Нужно научиться поощрять выбор молодёжи. Без любви это не возможно.

К этой, обжигающей душу теме воспитание молодёжи, подошёл ещё в далёких 80-90ых годах прошлого века. Тогда, казалось, можно всё исправить, ибо сознание ещё подсказывало, что нужно деньги – в профилактику, в воспитание, значит, а не финансово поддерживать наказание. Какую большую армию приходится содержать для этого. Не видно рычагов, чтобы перевернуть с ног на голову это. Не может нормально жить общество, если на самом верху пирамиды находится материальная заинтересованность учителя, воспитателя, надзирателя, ибо сразу растворяется в экономических буднях главная мысль: рубль, вовремя не вложенный сегодня в воспитание, потребует сто рублей для решения проблемы завтра. Как? Какими методами, законами поднять статус воспитателя, учителя? Он сейчас ниже плинтуса. Слово воспитатель стало звучать в обществе всё реже и реже. А всё чаще и чаще – представители закона. Эти мысли мне приходилось слышать много раз на читательских конференциях по моей книги «SOS спасите наши души». С её страниц читатель впервые услышал голоса детей, которые доносились из-за колючей проволоки. Они молили о взаимопонимании. Доверительно разговаривая со мной в тюремной камере, они жалели об одном, что ТАМ, по ту стороны колючей проволоки, им не встретился неравнодушный человек. А только те, которые всегда звали на помощь милицию. Мальчишечья самолюбия никогда не бралась в расчёт. Конечно, подлецы-то были. Но их было не много. Подумал тогда, а почему рядом с ними на скамье подсудимых, не сидели те, которые преподнесли первый стакан водки им, те, которые не замечали голодные глаза ребёнка и этим подтолкнули к краже, те, которые равнодушно наблюдали за этой несчастной судьбой, и облегчённо вздохнули, когда схватили руку голодного ребёнка с ворованной котлетой в школьной столовой. И облегчённо вздохнули; всё, наконец-то избавились. Не будет нам нервы портить. Рейтинг школы нужно повышать.

Но стоило здесь, в камере, присмотреться в глаза этих ребят, то сразу можно увидеть живую искру. «Если искра есть, – так рассуждал актёр В. Стеклов, сыгравши меня в фильме «Ожог», поставленный режиссёром Б. Шадурским по моей книге «SOS спасите наши души», – значит, человеческий огонёк будет гореть в душе. Трудно сыграть так, чтобы не возвыситься над их душами. Ребята быстро своими цепкими взглядами в душах взрослых нащупывают душевную пустоту, раскусывают словоблудие. Не сыграть а прожить, своей кожей прочувствовать это». Так говорил он.

«Очень многие над их душами главенствуют. У ребёнка, – продолжал я, – на суде только один адвокат, а все остальные судьи. С обрубленными крылышками они взлететь не могли». А сегодня?! А сегодня они более приземлённые, чем раньше.

Житейская мудрость гласит: если проблема не решается, то она с каждым часом усугубляется. Но долго так продолжаться не может!