"Человек стоит столько, сколько стоят его слова"

В марте ушёл из жизни поэт, публицист, общественный деятель Михаил Иванович Ткачёв.

Родился он в конце октября 1941 года в станице Костомаровская Воронежской области. Никогда не видел своего отца, который ушёл на фронт, не дождавшись рождения сына. Воспитывала его мать. После окончание сельской школы поступил в Воронежский политехнический институт. Получив диплом инженера, был направлен в Беларусь.

Прожил насыщенную событиями, очень яркую жизнь.

Был кристально честным человеком. Работал в команде Петра Машерова. Эта школа закалила его характер, научила быть ответственным за каждый свой шаг на земле, не приспосабливаться ко лжи, не лицемерить. Вот и подорвал своё сердце на общественной работе. Не задумываясь о последствиях, всегда подставлял плечо тем, кто отстаивал историческую память. Благодаря его помощи сегодня стоит в центре Минска памятник русским воином Первой мировой войны.

«Здание, построенное не на любви, не на терпимости друг к другу, должно постоянно рушиться, — не раз в своих выступлениях подчёркивал Михаил Иванович. — Фундамент стоит на песке сыпучем».

Что он подразумевал под фундаментом? Государственные интересы — выше шкурных, чистые помыслы в каждой созидающей мысли, в каждом обдуманном шаге, ответственность за дело, которому служишь.

Михаил Иванович очень любил деревню, восхищался красотой первозданности. Восхищался он и крестьянскими руками, которые пахнут хлебом.

— Здесь совесть живёт, — отзывался он о деревне.

У Михаила Ивановича был богатый духовный мир, наполненный ярким, притягательным поэтическим словом. С радостью им он делился с каждым собеседником.

Он никогда не искал истину. Михаил Ткачёв нашёл её ещё в раннем детстве, когда на своей родине мальчишкой ранним утром пас коров. К омытой росою красоте прикоснулись первые лучи солнца. До сердечной боли захотелось эту красоту остановить словом.

Как Поэт, как Гражданин он восхищался самодостаточностью славянского мира. Традициями, нравственными устоями, духовно-генетической памятью, созидающей библейской мудростью. Тонко чувствовал фальшь, безразличие, приспособление.

«Какая польза человеку, если он приобрёл весь мир, а душу свою погубил» (Мф. 16: 26)

С душевной болью Михаил Иванович рассуждал о происходящем ныне разрыве трёх славянских братских народов: России, Украины, Беларуси. Искал общий корень, в своих публицистических статьях рассказывал о нём читателем.

Инженер по образованию, написал и выпустил в свет замечательную книгу «Мицкевич и Пушкин». Его часто упрекали за то, что в названии на первое место поставил Мицкевича, а не Пушкина. Но Михаил Иванович в своих поэтических переводах сонетов с польского на русский что-то очень важное своей интуицией непрофессионального переводчика заметил, нащупал и тактично попытался донести до читателя.

— У профессионалов-то, глаз «замыливается».

Михаил Ткачёв понимал, что должен быть у Поэта особый духовный стержень, который ни на йоту не даст повернуть в сторону коммерческого рынка.

К своему слову он относился очень ответственно и требовательно.

Не любил, когда его начинали править редакторы.

— Без разрешения в мою душу входить нельзя.

С любовью писал очерки, статьи о классиках русской культуры. Пропагандировал их творчество.

Был великим организатором и ведущим поэтических вечеров и концертов.

Михаилу Ивановичу верили, доверяли. Знали, что никогда не подведёт. По жизни он был немного наивен, доверчив. К сожалению, многие этим пользовались.

Приходилось не раз слышать:

— Ну и что, что не моё. Пусть служит людям.

Михаил Ткачёв воспитал двух замечательных детей, которые подарили ему внуков. Возле своего дома посадил несколько деревьев. А ещё — к памятнику А. С. Пушкина он всегда приходил с цветами, которые на своей даче выращивал вместе с женой Светланой.

В одном из последних своих стихотворений он написал: «Всевышний мне — судья».

А это позиция Поэта и Гражданина!