В двадцать первом веке медицина научилась побеждать рак. Научились делать операции на открытом сердце, пересаживают органы. Научились бороться с инсультом, инфарктом. Решают вопросы по стволовым клеткам. Побеждена холера, чума, птичий грипп, коровье бешенство, вплотную подошли к ВИЧ, SARS? COVID 19…
Но так видать мы и не научились защищать мозг от самой страшной эпидемии – информационной.
Слухи и панику рождает незнание. И если появляется что-то новое, то и возникает нервозность. Социальная, информационная нервозность. А это пострашней любой пандемии. Ибо напуганному человеку можно внушить всё что угодно. Да и внушают, отвлекают от экономических проблем.
Но… Хочу, чтобы Вы, уважаемые читатели, прислушались к мнению Виктора Васильевича Малеева. Он профессор, врач, о котором ходят легенды. Он был десять лет главным инфекционистом России:
– Мой опыт подсказывает, что мы недооцениваем риски. Принято считать, что на первом месте по смертности сердечно – сосудистые заболевания, онкология, диабет… Но к этом зачастую приводит неадекватная оценка инфекционного фактора. А он сопровождает, как правило, каждую болезнь.
У нас в организме 40 триллионов микробных тел. Мы напичканы микробами от головы до пят, мы своих –то микробов не знаем, а уж как мутируют вирусы в окружающей нас среде, не знаем тем более. Изучение микроорганизмов началось всего-то 130 лет назад. 130 лет назад были открыты вирусы. Мы изучили детально всего пять – шесть процентов возбудителей инфекции. Остальные для нас – тайна за семи печатями. Надо в этом признаться.
Природа – великий манипулятор и комбинатор. В результате её рекомбинаций и человек произошёл. К слову, не исключено, что он, человек, и исчезнет с лица земли в результате природных манипуляций. То, что способна сотворить природа, не сделает ни террорист – одиночка, ни группа диверсантов. Природа мстит нам за наше в неё вероломное вмешательство.
Сейчас гуляет много конспирологических версий. Идёт нагнетание страха. Я бы назвал эту истерию инфекционно-информационной эпидемией.
***
«Мы отягощаем собой мир; его богатств едва хватает, чтобы поддержать наше существование. По мере того, как возрастает наши потребности, нарастает и ропот, что природа уже не в силах обеспечить нам пропитание», – ещё в третьем веке н.э. писал раннехристианский теолог Квинт Септимий Тертуллиан. Это он сказал тогда, когда на земле, скорее всего, не было миллиарда жителей. Интуиция ему подсказывала, проблема будет в будущим. И как её решать он не знал. Как религиозный человек, он считал священными слова Библии: «Плодитесь и размножайтесь».
Пожалуй, на мнения Томаса Мальтус стоит обратить внимание. Он жил на рубеже семнадцатого и восемнадцатого веков. Был католическим священникам. В своей книге «Очерк о законе народонаселения» он не мог найти ответа на поставленный вопрос. Численность населения растёт в геометрической прогрессии, а средства существования – только в арифметической. А вот как урегулировать это он не знал. Томас Мальтус хорошо понимал, что регулировать народонаселение можно только двумя путями: нравственным воздержанием, либо… войнами, эпидемиями, ограничением рождаемости… Но победил у него дух католического священника.
***
В 1800 году на Земле проживал один миллиард человек.
В 1900 году – два миллиарда.
В 1974 году – четыре миллиарда.
Сегодня на планете Земля проживает 7,3 миллиарда человек.
С помощью математического моделирования учёные подсчитали несколько десятков вариантов развития человечества в двадцать первом веке и ужаснулись. Что крах экономический, социальный, и экологический может наступить совсем скоро. А может уже и наступает. Стучаться уже разные пандемии в наше сознание. Но это в начале. А завтра? Ибо земля не справляется с той нагрузкой, что давит человек на её. Чтобы выжить самим, нашим детям, внуков нужно научиться самоограничиваться. Т.е. снизить потребление природных ресурсов. А вот как? Жертвовать человек ни готов. Только тридцать пять процентов землян мечтают о автомобиле.
***