"Человек стоит столько, сколько стоят его слова"

Бедные всегда голосуют за партию,
которая громче всех обещает хлеба
и зрелищ, а потом не сможет этого дать.
Вильгельм Швебель

Мне трудно понять эту логику. Почему так происходит!? Но с ней живут в Беларуси…

Постепенно назрела необходимость создать свою партию.

Мы с единомышленниками решили создавать Христианско –демократический выбор. Думали, что наша партия должна опираться на христианские ценности и добродетели. Мы очень хорошо к тому времени прочувствовали главную болезнь нашего общества. И она распространялась не столько на тяжёлое экономическое положение, сколько на стремительную потерю духовных идеалов. Мне, облитому грязью с головы до ног правоохранителями, судьями и прессой, очень хотелось доказать, что я не такой гадкий и коварный, как рисовали они. Хотелось всем показать, что у меня живая душа, которая болит, которая тянется ко всему светлому и чистому. Хотелось, подобно Герцену, разбудить с помощью Бога в душах своих соотечественников светлые помыслы и устремления, вместе с ними двигаться к достойным, значимым целям. Мы искренне прислушались к философской формуле, которую вывел неизвестный автор. Так точно он подметил:

«Благо народа – высший закон»

Взявши за основу этот закон, мы с единомышленниками взяли за основу духовность, общечеловеческие ценности, желание и умение каждого сполна реализовывать себя в общественно – политической жизни.

К народу нужно прислушаться всегда. Ещё древний философ Эсхил заметил:

«Большая сила – мнение народа».

И поэт Евгений Евтушенко публицистически прокричал в своём стихотворении:

«…народ политически прав…»

Но нам показалось тогда, что он спит просто. Спит и не чувствует, что нужно делать. А не вооруживши его духовными ценностями; стоит ли его звать за собой. Кто-то из великих замечательно заметил, предупреждая о хаосе:

«Революцию вначале делают в головах, а потом…»

Прежде чем приступить к осуществлению этой масштабной идеи, изучили опыт западных стран. Обратились к нему не ради того, чтобы получить гранты. Не рассчитывали на них. Уповали только на свои средства и силы. Но в то же время не могли не считаться с тем, что во многих странах партии такой направленности, как наша, весьма популярны. Они представляли серьёзную политическую силу в Германии, Испании, Италии и других странах:

«Мы боремся не за человеческие права народа, но за божественные права человека».

Генрих Гейне

Не могли мы проигнорировать и наш отечественный опыт. Так, с 1917года по 1940 год на территории Западной Беларуси действовала клерикальная демократическая национальная партия «Беларуская хрысціянская злучнасць” (пазней яна насіла назвы: Беларуская хрысціянская дэмакратыя і Беларускае нацыянальнае аб’яднанне). Это партия поддерживала Временное правительства Александра Керенского и находилось в аппозиции к Советской власти. Партия это поддержала объявление 25 марта 1918 году Белорусской Народной Республики. Её мы принимали всем сердцем. Ведь наша прародительница отстаивала идею самостоятельности белорусского народа, выступала за передачу земли в личную собственность без выкупа безземельными и малоземельными крестьянами, а также за обязательное изучение религии в школах, против отделение церкви от государства, против диктатуры капитализма, фашизма и камунизма. Но как точно подмечено в пословице:

“Человек предпологает, а Господь распалогает”

После присоединения Западной Беларуси к БССР многие активисты партии были репрессированы, а она сама перестала существовать. Но она покинула яркий след, как в отечественной истории, так и партстроительстве. Не учли мы и белорусский менталитет и многоконфесийность Беларуси.

Каждый тезис, каждый абзац своей программы мы сверяли с отечественным и зарубежным опытом, пробывали применить его к нашему белорусскому менталитету. Постоянно консультировались с доктором юридических наук, профессором кафедры конституционного права Белгосуниверситета Анатолием Александровичем Головко.

Этот учёный, носивший звакние профессора , пользовался большим авторитетом у научной общественности. И не только благодаря своим званиям и кваливикации (ему по праву было присвоено звание “Заслуженный юристБССР”. Головко участник Великой Отечественной войны. Награждён тремя боевыми орденами. Принимал участие в параде Победы в Москве 24 июня 1945 года.

С Анатолием Александровичем я часто встречался. С радостью пожимал его руку, вглядывался в его глаза. И вспоминал слова поэта Юлии Друниной:

“Я родом не из детства – из войны.
И может, потому незащищённей:
Сердца фронтовиков обоженны,…

Нет не обозлила сердце этого замечательного человека война. А только укрепила в мысли, что защетить человека нужно только справедливым законом. И он защищал.

В БГУ Анатолий Николаевич работал с 1959 года. Являлся членом двух специализированных советов по защите диссертаций, возглавлял Научно – консультативный совет при Конституционном Суде Республики Беларусь. В составе рабочих групп принимал участие в подготовке трёх Конституций нашей республики (1977, 1978, 1994гг.). В 1975 году он возглавлял делегацию БССР на конференции ОНН в Женеве. С 1985 года по 1991 гг. Был членом постоянной Палаты Международного суда в Гааге от БССР. Головко является автором около 400 научных работ.

Анатолий Гоовко хорошо понимал слова Шарль Монтескье:

“Законы – это паутина: крупные мухи сквозь неё прорываются, а мелкие – застревают”.

И он боролся с этим.

Не случайно он был одним из разработчиков Основного Закона нашего молодого суверенного государства. И при этом Анатолий Александрович не кичился своими достижениями и званиями, о том, что думал, высказывался напрямую, не боясь кому-то угодитрь. Лично мне запали в душу его смелые слова, высказанные в интервью корреспонденту еженедельника “Аргументы и факты в Беларуси”.

Я не мальчик, – заявил он, – мне семьдесят лет. Я прошёл войну и вернуся инвалидом, прошегал перед Сталином на параде Победы в Москве. Я имею моральное право так выступать, может, больше, чем кто-либо другой. Я воевал за эту народную власть и мне больно смотреть, как она подвергается всевозможным перестройкам и экзекуции, когда в этом нет никакой необходимости.

Анатолий Головко принимал активное участие в разработке нашей партийной программы. Мы её напечатали в газете. Читатели живо откликнулись на появление нового партийного детища.

Вот, уважаемый читатель, основные тезисы нашей программы.

1. Главная и основная задача – в возрождении и укреплении истинного Христианского Духовного мировозрения на жизнеуклад народа, Населяющего Республику Беларусь.

2. Христиаская партия всесторонне рассматривает мудрость жизненнго опыта, во главе угла которого Библейское содержание.

3. Цель Христианской в объединении благих намерений и устремлений для достижения здравого смысла жизни народонаселения Республики Беларусь.

4. Христианская партия путём закона видит свою роль в активизации народонаселения Республики Беларусь посредством Христианской доктрины, а также в осуществлении его политического представительства Хрисианских партий в законадательных (выборных), предствительских и испонительных структурах власти.

5. Соблюдая Христиансое мировозрение, Христианская партия первоочередной задачей считает осуществление поддержки и помощи малозащищённым слоям населения: детям, женщинам, пожилым людям. Своё пристольное внимание Христианская партия удиляет учителям, медицинским работникам, военнослужащим народной армии, всем трудящимся и пенсионерам.

6. Экономические направления развития в Республики Беларусь Христианская партия с должным понятием рассматривает как многоукладные, многоразличные и многообразные трудосовершения (частные, государственные в обсолютно равных условиях).

7. Обитающая (окружающая) среда заботой государства и народонаселения Республики Беларусь должна быть восстановлена к сосотянию природного баланса.

8. По всем вышеперечисленным пунктам жизнеуклада в Республике Беларусь Христианская партия посредством своего политического представительства, профессионально реализует возращение Республики Беларусь в центральной Европейской части Евро – Азиааского континента.

Граждане живо откликнулись на нашу программу. Мои единомышленники и друзья организовывали в то время митинги, пикеты, налаживали живую работу с людьми.

Мы приступили к формированию низовых структурнашей партии “Христианско – демократический выбор”.

Вот так выглядела заявления о вступлении в партию:

В оргкомитет по образованию партии
Христианско – демократический выбор (ХДВ)

Заявление

Я, Ускевич Светлана Геннадьевна, прошу принять меня в партию Христианско – демократический выбор. Устав и Программу партии признаю.

19 января 1995 года.

Анкетные данные

1. ФИО: Ускевич Светлана Геннадьевна
2. Число и место рождения: 17 августа 1972 г.
Гражданка Беларуси.
3. Образование: среднее специальное (Минское мед. Училище №1 в 1992 году).
4. Место работы: 10 гор больница г.Минска
5. паспорт серии номер выдан
6. Дом. адрес и тел.

ХДВ была создана в 1995году. И насчитывала в то время более тысячи человек. В неё входили врачи, фермеры, инжинеры, педагоги, представители других профессий, а так же домохозяйки, пенсионеры. Люди тянулись к нам потому, что мы старались объединить христиан различных конфесий. Свою работу строили на идеях духовного возрождения и милосердия , словом и делом старались помогать обездоленным и малоимущим.

С каждым месяцем своей работы укреплялись в мысли Бенджамена Дизраэли:

“Партия есть организованное общественное мнение”.

На съезде партии, который проходил в Доме литераторов. Помимо делегатов, присутствовали и достаточно экзотические , неожиданные фигуры. Например, внучка генерала Врангеля, граф Александр Прушинский, дед, которого был расстрелян как враг народа, а также другие гости.

Кстати, в 90годы партий было более 30. И я вспомнил афаризм Роя Чабби Брауна:

“Решил начать преступную жизнь, но ещё не решил в какую партию вступить”.

Конечно, эти слова не актуальны для Беларуси. Многие партии и общественные объединение искрено хотели бы изменить жизнь своего народа. И всегда подставляли и стараются подставить плечо тем, кто искренно желает настоящих перемен.

Вось нашай партыі 21 красавіка 1995 года Міністэрства юстыцыі Рэспублікі Беларусь выдала:

ПАСВЕДЧАННЕ

Аб рэгістрацыі палітычнай партыі №29

Назва ХРЫСЦІЯНСКА – ДЭМАКРАТЫЧНЫ ВЫБАР

Аснаўныя мэты дзейнасці: САДЗЕЙНІЧАНЕЕ ЭКАНАМІЧНАМУ, МАРАЛЬНА –ДУХОЎНАМУ АДРАДЖЭННЮ БЕЛАРУСКАЙ НАЦІІ І КОЖНАЙ АСОБЫ, ПАВЫШЭННЮ АКТЫЎНАСЦІ НАРОДА Ў САМАКІРАВАННІ І ВЫЗНАЧЭННІ ЛЁСУ, У РЭАЛЬНЫМ ЗАБЯСПЯЧЭННІ ЯГО СУВЕРЭНІТЭТУ І ПРНАВОЎ КОЖНАЙ АСОБЫ

Кіруючы орган: Кардынацыйны Савет

Адрас: 220500, г.Мінск, вул. Ленінградская, 3, пакой 1.

Дата рэгістрацыі: 21 красавіка 1995 г.

Міністр юстыцыі: В.А. Сукала