Партии разоблачают друг друга
и весьма преуспевают в этом,
потому что судят одна о другой по себе
Пьер Буаст
У нас в Беларуси наблюдаются свои специфические особенности и нюансы в их развитии.
«Беларусь имеет достаточно негативный опыт партийного строительства. Партии, которые формировались в Беларуси в первые годы суверенитета, были созданы на основе депутатских фракций. Это обуславливает их нынешнее плачевное состояние: они по-прежнему представляют исключительно своих руководителей и их «группу поддержки». К примеру, в разные годы действовало до пяти разных социал-демократических организаций. Не потому, что данная идеология как-то особенно популярна в Беларуси. Просто за удобную «вывеску» передралось несколько оппозиционных групп. Как говорят по этому поводу классики жанра, «где два белоруса, там три партии». Но всё далеко не безобидно. Большая часть созданных «диванных» партий тогда выступала против Президента. В момент конституционного кризиса и противостояния с Верховным Советом эта борьба достигла пика. Нынешнее маргинальное положение оппозиционных групп – прямое следствие процессов с 1994 по 2001год. Люди не поддержали партийных лидеров. Это бросило значительную тень на любые подобные объединения. Президентская власть была тогда сильной, достаточно эффективной и, главное, понятной населению. Как следствие, поддержку населения получили формы прямого представительства, такие как Всебелорусское народное собрание».
Так оценивает опыт партийного строительства в новую эпоху депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Сергей Клишевич. («СБ. Беларусь сегодня» от 20 февраля 2020 года).
Сергей Клишевич – молодой политический лидер, предстоящей осенью он отпразднует своё тридцатилетие. До депутатства окончил исторический факультет и магистратуру Белгосуниверситета, Академию управления при Президенте Республики Беларусь по специальности «Государственное управление и право». Был избран вторым секретарём Центрального комитета общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодёжи», а затем – первым секретарём Минского городского комитета БРСМ. Был избран депутатом Палаты представителей Национального собрания по Октябрьскому избирательному округу № 97 города Минска. Выдвигался путём сбора подписей и был выдвинут Коммунистической партией Беларуси.
В ходе заседания «круглого стола», который состоялся в белорусском институте стратегических исследований (БИСИ), обсуждались модели развития партийной системы в Беларуси. Разумеется, это не праздный интерес, а выполнение поручения Президента по сбору и анализу предложений по изменению Конституции. Вокруг темы партийного строительства идёт полемика, и среди экспертов популярна точка зрения, что партии надо развивать и усиливать. Прозвучало мнение Сергея Клишевича, который остановился на рисках, связанных с политизацией общества.
На постсоветском пространстве, отмечает он, мы наблюдаем многочисленные негативные примеры, когда многопартийная система деградирует, партии перекупаются либо создаются под выборы. Отдельные организации действуют в качестве спойлеров, чтобы запутать избирателя. При этом количество не переходит в качество. К примеру, в соседней Украине существует 200 нелегальных политических партий.
«Наконец-то я понимаю, что при революциях верховная власть в конце концов остаётся у самых отъявленных мошенников». Жорж Жак Дантон
«Произвол – это безумие власти». Оноре де Бальзак
Такое многообразие достигается за счёт того, что многие из них не декларируют каких-либо идей и идеологий, даже формальных. Эти структуры создаются под конкретного лидера либо регистрируются «под ключ» из расчёта последующей перепродажи. Пария в данном случае выступает лишь в качестве механизма для избрания той группы, которая её «кормит». И неясно, каким образом это увеличит общественное представительство иных социальных групп, которые не имеют возможности проплатить собственные партии и СМИ. Вместо роста представительства получается ещё большее неравенство, а выгоду от такого положения дел имеют исключительно политтехнологи, которые паразитируют на политическом рынке. Безусловно, иностранные варяги появятся и у нас, стоит лишь чуть приоткрыть правовое поле.
«Чтобы власть стала сильнее, следует её ограничить» Людвиг Бёрне
«Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство» Франсуа Вольтер
Свою оценку этим процессам дал Президент в сентябре 2019 года:
«Мне уже подсовывают предложения Парламент избирать по партийным спискам. Вы будете знать, в лучшим случае, пять партий и их руководителей. Люди обычно голосуют за лидера. А там по списку уже никто не знает. Они сами поставят там детей, внуков, любовниц, любовников. Всех туда пропишут. Я сказал нет. Мы пока не изжили мажоритарную систему».
«Великим государственным человеком бывает тот после которого остаются великие и полезные для отечества памятники» Люк де Вовенарг
Отдельный больной вопрос – это финансирование партий. Происходит это через сбор взносов, деньги бизнеса, бюджетные средства либо нелегальную иностранную помощь. Соответственно, массовый прилив кадров в такие партии начнётся одновременно с раздачей бюджетов и никак не будет связан с ростом правовой и политической культуры.
Есть и точка зрения, что партии сами по себе уже достаточно архаичны. Проанализировав примеры переворотов в близком и дальнем зарубежье, можно заметить, что в качестве движущей силы используются сетевые структуры вне каких-либо формальных институтов. Создаются широкие коалиции по типу «народных фронтов», которые объединяют разрозненные организации исключительно для борьбы с режимом. Ни о каком представительстве интересов речь в данном случаи не идёт. Это не более чем инструменты дестабилизации, считает молодой депутат и политический лидер. И при этом приводит такие аргументы:
«По всему миру ослабление традиционных партий привело к усилению роли политизированных СМИ. Но, по сути, они имеют те же источники финансирования, что и партии, и те же цели. Более того, зачастую спонсор вообще не нуждается в каких-либо посреднических структурах или активистах. Зачем покупать партию, если можно сразу купить СМИ, которое будет эффективно вести информационный «накат».
«Глупости, проникающие в печать, приобретают силу лишь там, где их распространение затруднено». Пьер Бомарше
«Утраченную веру в слово мне вернула цензура» Станислав Лец
Достаточно прочные политические структуры формируются по религиозному или этническому признаку. Но в Беларуси нет предпосылок для существования подобных политических организаций. Более размытые общественные группы представлены в нашей стране общественными объединениями, которые охватывают практически весь спектр трудовых и учебных коллективов. По мнению Сергея Клишевича, именно в этом направлении нужно работать – это касается в первую очередь молодёжных, профсоюзных и ветеранских организаций. Надо также понимать, что КПСС в своё время была не просто партией в западноевропейском понимании, а частью системы государственного управления, которая выявляла и анализировала «сигналы с мест».
Такую функцию в известной мере выполняет сегодня Администрация Президента, которая лидирует по количеству обращений граждан. Это именно та управленческая структура, в которую обращаются за поддержкой чаще всего. Конечно, власть – это не книга жалоб. Но если посмотреть на ситуацию зеркально, то именно через социальную повестку белорусское общество пытаются политизировать. В период перестройки такая «политизация» велась более грубыми, но не менее действенными методами. Например, когда в крупных промышленных центрах пропадали сигареты, носки, продукты, горючее… Всё это происходило на фоне «гласности, открытости». В результате протестные настроения могли разгореться буквально из любой искры.
«Какой можно сделать вывод? – задаётся вопросом молодой аналитик и сам на него отвечает: – Усиление партии «сверху», мы добьёмся не улучшение системы управления, а скорее искусственной политизации общества. Как депутат, к которому обращаются граждане, могу сказать, что проблемы избирателя очень типичны – это ЖКХ, землеустройство, трудовые споры. Нужно для них решения создавать, дополнительные политические организации? Это скорее попытка переложить ответственность, но не решать сами проблемы. На мой взгляд, ключевая задача – повышение качества местных исполнительных и распорядительных органов, их кадровое усиление. Именно не решённые на местном уровне проблемы влекут обиды и критику центральной власти.
«Не следует, чтобы к власти приходили те, кто прямо-таки в неё влюблён. А то с ними будут сражаться соперники в этой любви» Платон
«Всякая жестокая власть скорее сурова, чем долговечна». Саллюстий
Сегодня следует исходить из более насущных требований. Реформа политического поля в момент борьбы Президента за национальные интересы и за равные условия хозяйствования в ЕАЭС выглядит как общий маневр. С какой целью сегодня нужно создавать искусственную среду с внешними стандартами? Вопросов достаточно много, а внятных ответов, к сожалению, нет. Зато уместны аналогии с экономикой.
В 1990 годах из-за роста частного сектора произошло искусственное натягивание западных подходов к бизнесу на советского человека. Нечто похоже попытались провернуть и в политике, создавая многопартийные системы в бывших советских республиках. И, на мой взгляд, нигде результаты партийного строительства не выглядят блестящими. Натягивание и копирование чужих подходов – это худшее, что можно сделать с белорусской политической системой.
«Недаром говорят: в любви и власти
Никто охотно не уступит части»
Джефри Чосер
Интересы простого человека просты и понятны: достойная зарплата, жильё, безопасность, экология, социальные гарантии. Гораздо более сложные запросы исходят от финансово-промышленных групп, которые и делают политику через карманные партии. Поэтому считаю, что нам не нужно оглядываться и догонять чужие системы, следуя неким внешним стандартам Опыт политического развития любой страны уникален, и только исходя из него можно вводить политические новации. В противном случае они либо не проживутся, либо навредят».
Это мнения Сергея Клишевича.
А закончить эту главу хочу выверенными словами Уильяма Шекспира:
«Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре»