"Человек стоит столько, сколько стоят его слова"

У настоящих книг долгий век. Они камертон, к которому прислушивается совесть читателей. Они, как солдаты, настроенные на борьбу с равнодушием, с подлостью, эгоизмом, одним словом, с оккупантами, которые вероломно ворвались в душу и калечат её. Оружие, заложенное в смысл книги – мысли, наполненные чистыми помыслами.

С этим, отчасти, можно согласиться. В книгах Хемингуэя, Достоевского, Льва Толстого, Даниила Гранина, Солженицына, В.Быкова, Адамовича,… – поле боя – душа человека. Но в романах А.Кристи, Дикинса, Купера, О.Генри, Короленко, Куприна, Короткевича…– социально – культурно – временные пласты жизни эпохи, в которой жили и творили замечательные мастера слово. Именно этим они интересны читателем.

Чувствую себя неловко, когда спрашивают:

– Читал ли я «Гарри Поттера» или «Код да Винчи?» Есть какое-то необъяснимое сожаление в моём отрицании. Так уж воспитан. Миллионы прочли, а я писатель, даже не прикоснулся к этим книгам. О чём тогда говорить с молодёжью на творческих встречах? Их души подвержены изощрённой рекламе. С лёгкостью она нащупала в их душах слабые места. Тщательно отводя от глубины мысли. Молодёжь даже не догадывается, что воспитывают её лишь потреблять. Для будущего нужен потребитель. Занимательное времяпровождение с наушниками в ушах, и со жвачкой во рту. И легко скользит мозг по нафантазированному автором пространству. Равнодушно наслаждается «щелями» временными, «щелями» в иные миры, в которые затолкнула авторская фантазия читательский интерес. Молодёжь всегда старалась убежать от наполненной враньём и равнодушием действительности. Ну кто-то и потирает от удовольствия руки. По моему глубокому убеждению, такие вот книги являются первым шагом к наркотикам. Принял дозу и ушёл в придуманный мир: к хоббитам, колдунам, магам, к зелёным человечком… Всё это парализует волю, никак не подталкивает к формированию собственной позиции. Принимай правило игры, навязанные тебе. И не думай напрягаться.

Становиться понятной гениальная прозорливость Оптинских старцев. Об этом нам наполнил протоирей Андрей Ткачёв: – « Они до революции предсказывали время крайнего смешения понятий и советовали привить молодым людям вкус к хорошей музыке, живописи, литературе для того, чтобы хороший вкус стал противоядием против грядущей пошлости».

Хорошая книга во все времена учила думать, размышлять, учила делать осознанный выбор между светом и тьмой, честью и бесчестием, добром и злом. Её основная цель очеловечивать. Страшно подумать, если книгу начнут забывать. Откуда будут брать примеры воспитатели человеческих душ.

Сегодня внутренний мир молодёжи «шлифуется» пошлостью. К информационно – развлекательному источнику добровольно подставляется уставший мозг. Вот (со слов протоирея Андрея Ткачёва) « и хлебают превозмогая порывы рвоты, осматриваются направо и налево на длинные шеренги подобных тебе, и друг другу улыбаются».

Среди всего одинакового – одинаковые мысли, установки, поведение, отзывы на происходящее. Всё это философия потребления. Думающими трудно манипулировать, думающих трудно обмануть, думающим трудно навязать.

Настоящие герои книг по – отцовски ответственные, по – матерински женственные, по – педагогически требовательные, они умеют советовать. По внутреннему согласию с читателем заведут с ним удивительный диалог. Поспорят. Мягко подтолкнут к вечным ценностям.

Когда слышу рекламный бум вокруг какой-то книги, я вспоминаю парадоксальную мысль писателя Золя: «Я не читал, но мне не нравиться». Хорошая книга всегда постучится в думающий мозг. И он с радостью откликнется.