"Человек стоит столько, сколько стоят его слова"

Заканчивается март. Снег ещё остаётся в низинах. С утра подмораживает. На озере – кашица их льда и снега. Над озером кружат птицы. Еду чувствуют. Под ногами каждая травинка обледенела.

Соскучился по родительскому дому. Ранним утром, когда солнце ещё спала за лесом, попутная машина высадила меня на выгоне. Зарос он прошлогодней травой. Осторожно, чтобы не замочить куртку, пробираюсь к тропинке, ведущей к деревни. Коров мало кто держит в деревни, а может уже никто.

– Многие, сынок, на городское молоко перешли. – так мама давно сказала. Сколько лет прошло и не сосчитать.

И сердце моё сжиматься, когда вижу дома которые с каждым годом темнеют от влаги. Мало кто топит печи. Стоят сиротами. А ведь их рубил отец. И родители не выйдут, не встретят меня с города.

У колодца сонные голоса женщин. Так несколько слов друг дружке. Звонкое переливание воды в оцинкованные вёдра. Не заметили меня. У каждого свои заботы. А мужчины, видать, дрова охапками несут к печи.

Нужно на кладбище завернуть. Нужно поклониться родным. А может днём, когда солнце своими лучами немного подсушит землю. Листья, иглица, да и могилка немного подсела, нужно подровнять. Люди помнят Иллариона и Ирину за их сердечность, доброту. Никогда мимо равнодушно не пройдут. Обязательно низко поклоняться и порядок на могиле наведут. При жизни помогали по-соседски один одному. И теперь вот…

На самом повороте на кладбище – дом старика.

– Кажись, Илларионович вернулся… Совсем ослаб лазами. Ростом, фигурой, кажись, ты. А вот… Вместо рюкзака, портфель, что ль? Видать начальником стал большим, вот портфелем и обзавёлся. Долго не было. Или могилка родного человека появилась там, где живёшь. Значит, сроднился душой с тем местом.

И не находил слов, для ответа я. Ещё не появилось могила там, где живу, значит, сердцем ещё здесь. А вот…

– Знаешь, отец и мать очень счастливы, что рядом лежат. Как и при жизни ждали, так и сейчас ждут тебя… Хочешь, историю расскажу? Поставь рядом портфель, важный какой, разбухши от бумаг. Да и сам не стой, присядь рядом. Ногам в городских ботинках холодно. Валёнки бы тебе, как у меня. Не перед кем тут красоваться… Так вот слушай историю. Только тебе хотел рассказать, мо напишешь. Прославишь места наши… Так вот, давно это было, может десять поколений тому назад, а мо и больше… Кто знает теперь? Жили в нашей деревни два брата. Никто не помнит, как их звали. И поспорили они крепко за девушку, которая жила на том конце деревни. Красавица была. Глаза цвета безоблачного небо. И коса ниже пояса. Теперь таких кос молодицы не носят. Говорят, голова болит такие волосы носить. А братья вместе работали на земле не покладая рук. Только по вечерам бегали к ней на свидание. Но что это за свидание; когда двое любят одну. И вот, поругались. За чубы один одного. Ой, и треск стоял, искры во все стороны летели. Батька не мог разнять… Один, кажись, старший, схватил дрин и перетянул по спине младшего. Да так, что он упал в канаву с водой.

Старик замолчал. Может задремал, может припоминал , а может…

И сидел я рядом и с интересом ждал продолжения.

– Так вот, Илларионович, чуть поднялся младшенький, поднял с земли этот дрын… Подумали все, что перетянет по спине своего брата. Аж батька, завыл о пощаде…

А младший как-то обмяк, повернулся спиной к своему брату, значит, подставил свою спину. И этим вот дрином, стал выводить по воде буквы. И все, кто умел читать видели эти буквы и складывали их в слова, а слова – в смысл. «Сегодня мой брат меня чуть не убил».

…Господи, сколько мы обит друг другу нанесли. У всех сердца израненные обидами. А тут –по воде. Помирились, значит. И больше всего радовался батька. И сказал им:

– Одному – мой дом с землёй, другому – будет сватать девушку. Чтобы без обид, значит. Так и порешили. Однажды, после тяжёлой работы на земле, они решили искупаться на нашем озере. Аккурат там, где детишки, приезжающие с города, летом купаются. Кажись, был август… И старший брат стал тонуть, судорога ногу свела. Переработался. И младший брат, рискуя собственной жизнью, спас старшего брата. Вытащил, значит, на берег. И спасённый, отблагодарил его. На том конце деревни, где жила самая красивая девушка, лежал большой камень. И вот по вечерам, после работы на земле, старший брат долотом несколько недель выбивал на камне: «Брат мой спас меня, и у него самая красивая девушка на земле»… Ты, Илларионович, такой камень не встречал с такой надписью?

Я пожал плечами.

– Сколько загадок таит каждый валун. Видать интересно их разгадывать, старик.

– Как ты думаешь, а за кого девушка замуж вышла?

И старик внимательно посмотрел в мои глаза. Я пожал плечами, не знаю, мол, даже не догадываюсь.

– За третьего! А как ты думаешь, почему?... Если мудрый, то сразу же поймёшь. Говорят, кто встретит этот камень и прочтёт надпись, то ему достанется умная и заботливая жена. Вот и иди и ищи.

– Старик, я встретил её уже.

– От и хорошо… Ну с Богом! Вытопи печку. Потом – на кладбище. Видишь, солнышка подымается, чтобы землю согреть.