"Человек стоит столько, сколько стоят его слова"

В 2012 году полицейские, наконец, схватили самого жестокого серийного убийцу Михаила Попкова. В народе его призвали ангарским маньяком. На его совести 84 жестоких преступления, следствием доказано только 24. Значит, к следствию, к суду вопросы остались. Но если он лишил жизни хоть одного человека (а это в суде доказано), то возмездия справедливое. Сейчас он отбывает пожизненное заключение.

Можно ли распознать убийцу, живущего по соседству, и как не попасть в его ловушку, остаётся что-либо человеческое внутри монстра, способен ли он к состраданию…

На эти вопросы попытались ответить гости Андрея Малахова 17 ноября 2017 года в ток–шоу «Прямой эфир». Признаюсь, меня как юриста, насторожила, что такая серьёзная дискуссия будет вестись в режиме ток – шоу. Эмоции не должны властвовать при обсуждении. Тем более, что в одном месте удалось собрать для обсуждения таких вопросов: психиатров, психологов, представителей правоохранительных органов, и выслушать маньяка. На то оно и то и шоу. Говорили в основном, только то, что хочет услышать аудитория. Надеялся, что специалисты, чётко выверенными аргументами начнут разбивать сложившиеся в обществе стереотипы. Но тщеславия всегда побеждала профессионализм. Не думаю, если звучат аплодисменты, то там истина. Многие говорили только то, что нравиться толпе. Массовое осуждение мешало сконцентрироваться на чём-то главном.

Поводом для этого ток – шоу послужило зверское убийство в октябре 2017 года в Битцевском парке Галины Ивановой. Это зверское убийство, напоминала почерк ранее осужденного Петюшкина. Даже записка – послание оставленная на теле убитой. И почерк в записке, со слов подруги убитой, напоминает почерк ранее задержанного наводившего ужас в Битцевском парке маньяка. Если нет точно выверенной информации – будут слухи. Вскользь проскользнула здравая мысль. Возникает вопрос: кто? Зачем? С какой целью? затеял с правоохранительными органами такую игру? Но авторы всё чётко срежиссировали и ушли от ответов на эти вопросы. И сумели сконцентрировать зрительское внимания на отбывающим пожизненное заключения М. Попкове. Каждый из приглашённых гостей эмоционально высказался по этой теме:

ОЛЬГА БУХАНОВСКАЯ (судебно–психиатрический эксперт):
– У меня очень большой опыт работы с этими людьми. Знаю, что в мире много чего наработано по лечению этих людей. Хотела бы подчеркнуть, именно, лечению. Хотелось бы наладить хорошую диагностику, по раннему выявлению таких лиц. А вот как её проводить? В каком направлении вести профилактику. У меня на эту тему скопилась материалу на целую диссертацию, которую я защитила. Глупость, когда говорят, что есть такие признаки, по которым обыватель может распознать маньяка в толпе. Многие психиатры пытались составить психологический портрет серийного убийцы, но он «рассыпался» при поимке нового маньяка. Если бы у меня была такая возможность поговорить с Попковым, то я вначале бы его расположила и начала задавать вопросы совсем другие, тем те которые ему задают сегодня. Здесь он не говорит, как маньяк. А как нормальный человек. Серийные убийцы, когда отбывают наказания в тюрьме, они по-другому описывают свои «подвиги». У них другой взгляд, мимика, по-другому горят глаза. Если разговариваешь с наркоманом (это чтобы людям было понятно). Об упоминании о наркотиках у них по-другому появляются огоньки в глазах., радость. И часами могут говорить на эту тему. А Попков с этой темы уходит. Никакого интереса. Мозг, в котором есть биологические и химические изменение не обманешь. Он живо реагирует на нужные ему импульсы. Только хладнокровный убийца, получающий за свои заказы деньги, вынашивает планы. У маньяка – звериный инстинкт. Он свой план выносил в мозгу до того, как стал убийцей. Звериный навык и умение заметать свои следы. И успокоение на неопределённое время. Здесь есть и провоцирующие факторы. На которых, кстати, Попков и останавливается.

Многие убийцы, когда их ловили, хотели уйти от ответственности и писали заявления в горячие точки. Но они не готовы стрелять, а только убивать такими приёмами, что приносят удовлетворение. Их возбуждает жертва, бьющаяся в конвульсиях. Именно об этом они готовы говорить часами. А Попков, ещё раз подчеркну, уходит от этой темы. Когда рассказывают, они эмоционально переживают ещё раз такое омерзительное, не подвластно пониманию обычному человеку, удовольствие. Поэтому у них хорошая память. Цепко держащая детали в своих объятиях.

ЕЛЕНА ПОПКОВА (сестра Михаила):
Очень трудно ей было прийти на передачу эту. Съёжилась под осуждающими взглядами присутствующих в студии. А на против её – мать убитой её братом девушки. Телевизионная драматургия. Но по - человечески это нормально до конца верить своему близкому по крови человеку, не продавать. У любого человека должна быть хоть маленькая ниточка связывающее доверием. И если мы это не понимаем, то мы тоже убийцы надежды.

Но не дождалась, её брат спокойно, без эмоций рассказывал редактору первого канала о том, почему он одних убивал, а других подвозил до их дома. И даже деньги не брал.

– До сих пор я не уверена, что это брат совершил. Нет ни оружия преступления, нет одежды со следами крови. Только его голословные признание. На их построены все обвинения…

Надеюсь, что брат на камеру скажет: я не убивал, у меня с силой выбили все показания. Заставили оговорить…

В семье были хорошие тёплые отношения…

АНДРЕЙ КУХЛИН (одноклассник по школе):
– Михаил был нормальным пацаном. У него мать была очень строгая. Когда я находился в его квартире и приходила мать, то сразу же хотелось уйти на улицу. Она очень жёстка с ним разговаривала. Была очень требовательна к детям. Или уважал её, или боялся, так и не пойму. На наших школьных вечеринках он отсутствовал. Думаю, что мать запрещала.

КСЕНИЯ УЛЬЯНОВА (психолог):
Когда родители своих детей воспитывают в строгости, то они вырастают жестокими. Ибо жестокость порождает только жестокость. Любовь, уважение к личности формирует нормальный человеческий характер.

РЕПЛИКИ ИЗ ЗАЛА:
Не всегда, это не главное, заблуждение…

ЕЛЕНА ПОРОХИНА (знакомая Попкова):
Он меня несколько раз подвозил домой. После суда я по-настоящему испугалась. Вдруг, я была одна из них!? Аж, мурашки по ночам по коже. Думаю, меня спасло только то, что я отказалась от его предложения: выпить водки с ним. Попросила морковного сока. По городу мотались на его машине в поиске этого сока. Как выяснилось в суде, он убивал только выпивающих женщин и изменяющих своим мужьям.

Молчаливостью, своеобразным обаянием привлёк моё внимание. На лобовом стекле его машины я увидела фотографию его жены и дочери. Попков перехватил мой взгляд и жёстко так сказал:

– Я для их всё сделаю.

Поняла, что это тема семьи для него закрыта.

ЕВГЕНИЙ КОРЧЕВСКИЙ (следователь по особо важным делам СУ по Иркутской области):
От Михаила Попкова поступали явки с повинной. По которым он допрашивался. На допросах он подробно излагал все эпизоды, обстоятельства. Все эпизоды имеют один и тот же криминальный почерк. Жестокие убийства. Обладает хорошей памятью, помнит каждую деталь. Это зафиксировано видео фиксацией. Почему в суде только половина эпизодов доказано? Времени много прошло. И не осталось никаких следов. Всё размыто. Суд не принял это в расчёт.

На вопрос редактора ТВ: помнит ли он имена первой своей жертвы, Попков задумался и ответил, спросите что-нибудь полегче. И сразу же стал вспоминать, что явилось толчком, провоцирующим фактором этого убийства.

ЕЛЕНА ФЕДУЛОВА (следователь по особо важным делам прокуратуры Московской области 2009-2012):
– Кто ему давал право присвоить себе роль чистильщика общества от падших женщин. даже Господь ему никакого право не давал. Уверена, что это мысль у него родилась после задержание. Это оправдание перед обществом, перед остатком своей совести, да и перед сокамерниками нужно было держать ответ. А на самом деле, если женщина пьяная, то это облегчает процесс совершение убийства.

Убийствами становятся, а не рождаются. И здесь, в этой студии, я хотела понять: почему он стал убийцей…

Хочу оправдать позицию родственников. Их жалко. Им трудно смириться, что в семье появился такой монстр. Родственником нужно сочувствие. Ни в коем случае, я не призываю оставлять им его.

Хочу высказаться по поводу Битцевского маньяка. Многие думают, того ли полиция вычислила. Того! Скорее кто-то затеял с обществом игру. И пробует подстроится под ранее осужденного. Нужно людей через СМИ предупредить. Предупреждён, значит вооружён. 90% спортсменов откажутся от бега по этому парку до тех пор, пока не поймают убийцу.

Хочу высказаться по поводу замалчивание таких убийств. По - моему мнению, это не связано с тем, что кто-то боится поднимать панику, нагнетать обстановку. Причина совсем в другом. Люди бояться потерять работу, своё должностное положение. Когда возникает после публикаций общественный резонанс, то специалистов постоянно приглашают на ковёр с докладом о проделанной работе те у кого это дела на контроле. А на совещаниях только накачка. Ибо ни одной зацепки на месте преступления. Люди не могут справиться с этим тяжёлым грузом…

Что касается смертной казни, то ничего нового не могу сказать. Убийство не может быть узаконенным. А смертная казнь, это убийство, узаконенное государством. Я уже не говорю о следственных ошибках, которые могут быть допущены, а они обязательно будут. Здесь не только природный фактор, не только фактор науки, но и человеческий.

РЕПЛИКИ ИЗ ЗАЛА:
– Ещё и духовный фактор, ибо тщеславие большой грех.

– И причём здесь тщеславие?

– Чем больше жертв, тем больше желание раскрыть это преступление.

ШОТО ГОРГАДЗЕ:
– Не смотря на то, что я адвокат, я сегодня при обсуждении этой проблемы, хочу отказаться от этой профессии. Такие мерзавцы, как Попков должны сидеть до конца своих дней в тюрьме. На этом ток – шоу я усомнился в отмене смертной казни. Люди как реагируют! Быть может, в исключительных случаях и сделать исключения для таких мерзавцев, как Попков. Послушайтесь, он уже планы строит. Представьте, теретически, что через 25 лет он выйдет на свободу. И ему будет 73 года. И никто из сидящих в этом зале не может поручиться, что он опять не пригласит кого-нибудь покататься на его машине. Желание убивать в тюрьме не утрачивается…

Я верю, что Михаил Попков был идеальным отцом. Чикатило же был идеальным педагогом. Сколько родителей писала письма с просьбой освободить от уголовной ответственности такого преподавателя.

В каждом из нас сидит доброе и злое начало. Пробуют ужиться. В силу своих генов, менталитета, окружающего воспитания мы что-то в себе гасим, а что-то воспламеняем своими фантазиями. Но они должны доходить до какой-то черты. Что-то и должно удержать, чтобы не перешагнуть эту страшную черту. Мы не должны поддаваться своим фантазиям.

Михаила Попкова не просто нужно изолировать от общество, но на мой субъективный взгляд, такие люди, как он, должны быть уничтожены. Что меня больше всего возмутило, находясь на пожизненном заключении он пользуется правом звонка на волю (сестре Елене), пишет письма, даёт интервью. Никаких связей с волей у них не должно быть.

РЕПЛИКА ИЗ ЗАЛА:
– Мне не нравиться такая категоричность. Ни на минуту мы не должны забывать, что он тоже человек. С очень большим грехом. И он должен кается и кается. Вымаливать прощение…

АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВ (Журналист):
Попков, с точки зрения морали, это зло. А зло не имеет никаких прав на свою правду, на свою философию. Не имеет право искать аргументы на свою защиту. Не имеет право светиться на ток-шоу. Позиция телевидение мне понятна: нужен рейтинг программ. И рассказ про маньяков обеспечивают рейтинг. Тем самым, раскрепощается чёрная фантазия, склонных к таким действием.

А вот о Битцевском маньяке говорить нужно. В обществе такой запрос есть. Запрос не смаковать детали, а писать с целью активизации работы правоохранительных органов. Нужно сформировать общественное мнения так, чтобы оно требовало от правоохранителей более чёткой работы по поимке серийных убийц.

ЮЛИЯ РУМЯНЦЕВА (М. Попков убил её маму):
– Понимаете, я была на всех судебных заседаниях. У меня не появилась уверенность, что это Попков убил мою маму. Душой этого не почувствовала. Дело здесь не в его изворотливости, детали не сходились. Был такой момент, когда ему стали задавать вопросы. И я задала:

– Почему же ты не сопротивлялся, когда тебя арестовывали? Человек, который не виновен до последнего будет кричать о своей невиновности, а ты молчишь, со всеми молча соглашаешься.

На этот вопрос он ответить не мог. Только опустив голову. Раскаяние в его глазах не было. Была смиренность с своей судьбой, а не расскаяние…

ДМИТРИЙ ХЛЕПСОВСКИЙ (бывший коллега Попкова):
– По городу ходили слухи, что эти преступление в Ангарске совершает работник милиции. Ибо была найдена пуговица от кителя на месте преступления. Многие сотрудники попали под подозрение. В отделах чувствовалась нервозность, недоверие. Иногда Попков вместе с опергруппой выезжал на место преступления, чётко знал оперативную обстановку. Если на местности оставался хоть один след, то он тщательно его уничтожал.

Думаю, что главным катализатором, подтолкнувший на такой страшный путь, была его жена. Она ему неоднократно изменяла, у неё были связи на стороне. И Попков об этом знал. И он стал мстить всем гулявшим женщинам. Да и по злой иронии судьбы после ареста Попкова, его жена стала жить с первым следователем.

ЮРИЙ АНТОНЯН (психиатр, специалист в области криминальной психологии):
– Что это за люди такие, маньяки? По крупицам, со всех областей знаний нам нужно научиться собирать информацию Только так научимся работать на опережение. Вначале нужно сконцентрироваться на профилактике.

Но у нас совсем другой менталитет. Человек стесняется не только пройти обследование, (думаю, техника достигла такого уровня), но и просто поговорить с психиатром не решаются. Всё держат глубоко в душе. Скапливают. Такую разъяснительную работу нужно начать со школы. Убеждая детей, что это необходимо. Им то мы говорим, что воровать нельзя. Но это страшнее воровства. Если не принять это к сведению, то это будет плыть по воле случая. Попков, не просто убийца, он некрофил. Человек, стремящийся к смерти. Его просто так не остановить. Я внимательно его слушал и понял, что у него нет ни малейшего понимания того, что он совершил. В силу своей особенности, он не может каяться. А то, что проявил такую тактичность: одних убивал, других оставлял живыми, просто так сложились обстоятельства, которые позволяли в одних случаях убивать, в других оставлять в живых. Может быть, женщины демонстрировали такое поведение, которое его не раздражала? Они, например, не пили. Скорее всего, его жена вела неподобающий образ жизни.

МИХАИЛ ПОПКОВ (серийный убийца):
– У меня была среднестатистическая семья. Отец и мать уроженцы сельской местности. Ко мне с сестрой были очень строги. А семья, как маленькое государство. Очень люблю свою сестру, свою дочь. Надеюсь, и они меня любят. Чувствую, какое клеймо у них на душе. Много раз с студенческих вечеринок развозил её подруг по домам…

…О каких симпатиях можно говорить, если женщина дала мне повод совершить преступление? Какой был смысл налаживать отношение с женщиной, если я был женат. Слышал, что обо мне говорили: что это сильная тяга убивать. Если не было провоцирующих обстоятельств со стороны женщины, то я не убивал. Есть десятки женщин, которых допрашивал следователь; они в один голос подтвердят, что когда подвозил их до дома, высаживал и спокойно уезжал. А у других, значит, было что-то провоцирующее, подталкивающее к преступлению меня. Если не дома с детишками, а ищешь приключение на стороне. Почему сточки зрение морали, я не должен осуждать их поведение. Оно осуждается не только мной. Только вот вопрос до какой черты может доходить осуждения. И как эту черту не перешагнуть? Вот в чём вопрос.

Могут ли такие люди, как я остановиться? Могут. Последнее преступление я совершил в 2010 году, а задержали меня в 2012. Находясь на свободе, я сумел длительное время воздержаться. Сумел себя контролировать. Может быть, ко мне в машину не подсела ни одна пьяная женщина, ищущая приключения на стороне.