"Человек стоит столько, сколько стоят его слова"

Смотрел фильм Виктора Дашука « Витебское дело» и ловил себя на мысли, что система пыталась связать всех ложью. Изощрённо вытравливая из душ человечность и взамен, навязывала человеку жесточайшие правила игры. И приходилось ему постоянно держать в голове пресловутое авось, может повезёт, как-нибудь обойдётся, до терплю до пенсии… За молчание, за нужную в обход правде, помощь – ордена, грамоты, квартиры, персональные пенсии… Тщеславие, хоть на сантиметр мечтала приблизить тела к дорогому Леониду Ильичу, увешенному наградами. Внуки прочувствовали всякую ложь своих бабушек и дедушек. О, юношеский максимализм, и они будут искать слова для оправдания своих поступков перед своими детьми. Приспособленцы нашли себе оправдание: соблюдая все буквы закона, при социализме работать было нельзя. Сколько поломанных и надломленных судеб стонут от душевной боли, и кричат о восстановлении справедливости.

А в ответ равнодушная тишина. Адвокат Кунина так отозвалась о своей работе Виктору Дашуку:

– Такое впечатление, что мы в судах встречались с глухонемыми… К сожалению, мы адвокаты были курьерами, которые разносили жалобы по инстанциям, будучи уверенными в стандартных ответах на них. Хочется прокричать: «Адвокат это тот человек, который чувствует человека, любит его, понимает его, и всеми силами пытается защитить от равнодушной буквы беззаконие». Кто – то из великих сказал, что если начало двадцатого века, это пороховая бочка, то конец этого ужасного века, это лазарет. Не хватает, и уже утеряно лекарство духовного лечения.

Понимаю, что любой бунт мог закончиться длительными, выматывающими разборками в партийных кабинетах. И это, в лучшим случаи. Маленький огонёк надежды горел в глазах подследственного, он ждал соучастия от человека, который сидел напротив в кабинете и называл себя адвокатом. Каждым газетным словом вбивалась в сознание: наш строй самый прогрессивный, наша власть самая справедливая. Ложью строили ложь, при этом прикрывались буквой закона. И было тесно совестливым при этом строительстве. Равнодушие на это не обращала никакого внимание.

Здравомыслящие обратили внимание на очень важную деталь: раб своего господина, раб системы может воспитать только раба. Стоят и сегодня с жалобами в чиновничьих кабинетах толпы. Бережно прижимают к груди толстые папки с жалобами. А в глазах у всех одно: куда только не обращались, а может здесь услышат.

Ох, и горьки плоды с дерево, которое было посажено в начале двадцатого века. Как и вчера, так и сегодня переплетаются в гордеев узел человеческие проблемы. И только совесть может их разрубить…