В основном все слова моей активной лексики, я услышал дома от своих родителей. Не только слова, но и неповторимую интонацию. Мягко душевно они произносились, чем теперь. Их сердцем отыскивали в своей душе, их сердцем доносили до душ тем, кому адресованны были: начовочки, грубочка, куранятки, зернятки, ватовачка… Сколько любви отец и мать вкладывали в быт. Каждое слово давным давно человек подсматривал у природы, вчувствовался в него. Обязательно в каждом слове есть исторические корни. Слов без корней не бывает. Это заметил и Шишков, и Ирзабеков. Но во время революции, чтобы изменить сознание человека, чтобы оторвать его от прошлого, от исторической памяти, народу стали навязывать новые слова, уже без корней, искусственно выдуманные: ВЛКСМ, комбет, зек, комкор…
И сознание наше стало раздваиваться.
Но вернёмся к маме:
– Як сарокі былі нашы продкі, – усмехаецца матуля, – цягнуліся да ўсяго прыгожага, бліскучага… Ды і тата наш нясе ўсё у хату, каеечку да капеячкі… Сынок, а ці адлётаюць сарокі ў вырай?
– Не ведаю, матуля, мо тата ведае…
– Ды і я ведаю, сынок, не адлетаюць, бо трымаюцца сваёй зямелькі.
Цяжка ўздыхнула маці, відаць сваім сэрцам нешта нядобрая адчула:
– А мо каму – небудзь з нашага роду сарока на хвасце прынесла вестку. Добра, калі добраю, а калі…
І пайшла маці па сваёй справе ў хату.
Мама, как в чистую воду смотрела: были и хорошие вести, были и плохие. Мои книги написаны теми словами, которые я впервые услышал от матеры, отца, односельчан, учителей. Они навсегда остались в душе.
Но сегодня многие слова ребёнку доносит компьютер, хорошо поставленным голосом, – телевизор, интернет – паутина, ненавязчивый бездушный интернет. Он становиться детским воспитателем. Это есть официальная лексика, несущая только информационную нагрузку. В ней, к великому сожалению, нет исторической памяти. А у родителей е хватает времени…
***
Эту мысль я вычитал у философа Сергея Кара – Мурзы: « В новое время, в новом обществе Запада естественный язык стал заменяться искусственным, специально создаваемым. Теперь слова стали рациональными, они были очищены от множества уходящих в глубь веков смыслов. Они потеряли святость и ценность (приобретя взамен цену). Это был разрыв во всей истории человечества. Ведь раньше язык, как выразился Хайдеггер «был самой священной из всех ценностей». Когда вместо силы главным средством власти стала манипуляция сознанием, власть имущим понадобилась полная свобода слова – превращение слова в безличный, не одухотворённый инструмент». Непредсказуемо на это отозвался мозг. Ибо нарушена целостность воспитание личности. Происходит отрыв от материнского языка.