"Человек стоит столько, сколько стоят его слова"

Помните, как у Гоголя Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем? Вначале первый сказал второму: «Вы, Иван Никифорович, разносились так со своим ружьем, как дурень с писа­ною торбою». На это сосед, умеющий отбрить лучше вся­кой бритвы, ответил: «А вы, Иван Иванович, настоящий гусак». Это слово настолько обидело Ивана Ивановича, что он уже не смог владеть собою...

Такой перепалки между предпринимателем Валерием Сороко и многократным экс- кандидатом в президенты Виктором Терещенко вро­де не было, но то, что они поссорились насмерть, - оче­видный факт.

Первоначально ничто не предвещало войны. «У меня были хорошие, почти друже­ские отношения с Виктором Ивановичем Терещенко, - читаем в только что вышед­шей из печати докумен­тальной повести В.Сороко «Тяжба с претендентом во власть». - Мы познакоми­лись в начале 1990-х годов, когда находились в оппози­ции к действующей власти и являлись руководителями партий. Терещенко - предсе­дателем Белорусской народ­ной партии, я - председате­лем партии «Христианско- демократический выбор». Общались, помогали друг другу, поддерживали при необхо­димости один одного...»

В. Терещенко в свое время работал в Администрации президента, затем был депу­татом Верховного Совета 13-го созыва. И тогда они встречались, обсуждая раз­ные темы. Но вот на какое-то время потеряли из виду друг друга. Первым напомнил о себе Виктор Терещенко, нео­жиданно появившийся на пороге офиса предпринима­теля.

«Забегая вперед, скажу: если бы я знал, что ждет меня после случайной встре­чи с этим обходительным и приятным на вид человеком, то избегал бы с ним всяко­го общения и обходил бы его за версту», - напишет позже в своей книге В.Сороко. Но это после того, как пришлось пережить немало неприят­ных минут и даже дней.

И все из-за чего - из-за собственной душевной доброты. Под друже­ские разговоры Виктор Иванович попросил Валерия Илларионовича дать ему взаймы вначале три тысячи долларов, а затем еще четыре тысячи. Ну как тут откажешь старому знакомому! Но Сороко, наученный горьким опытом, попросил написать расписки.

Да, не случайно в наро­де говорят: хочешь потерят друга - одолжи ему день­ги. После этого Виктор Терещенко не появлялся в офисе предпринимателя и на звонки не отвечал. Прошел срок возврата взятых им под расписку денег. Заказным письмом от 15 августа 2014 года Сороко направил по месту жительства заемщика извещение о необходимости вернуть долг. Но не тут-то было - вскоре по телефо­ну услышал слова, которые просто ошарашили Валерия Илларионовича.

«Получалось, - рассказы­вает В.Сороко в своей кни­ге, - что бывший начальник управления Администрации президента, экс-депутат парламента, неоднократный кандидат на должность гла­вы государства решил про­бросить меня самым беспар­донным образом».

Поразмыслив, предпри­ниматель решил идти в суд с заявлением о взыскании долга. Дело было назначено к слушанию. Но Терещенко игнорировал повестки и не являлся на заседания, в связи с чем Сороко «написал хода­тайство, в котором просил суд признать явку ответчи­ка В.Терещенко в суд обяза­тельной и в соответствии со cт. 169 ГПК Республики Беларусь подвергнуть его приводу, поручив исполнение РУВД Центрального района г.Минска.
После уведомления Виктора Ивановича о пер­спективе возможного приво­да на заседание под стражей он появился в суде...»

Уже на следующем засе­дании он заявил ходатайство о приобщении к материалам дела встречного искового заявления. «Естественно, судья понял абсурдность требований ответчика и принял решение об удовлет­ворении моих исковых тре­бований», - пишет в своей книге В.Сороко.

Думаете, господин Терещенко тут же вернул долго господину Сороко? Где там!.. Время шло, а деньги на счет Валерия Илларионовича не поступали. На обраще­ние к судебным исполните­лям Центрального района те лишь разводили руками и заверяли, что делают все зависящее от них, чтобы заставить ответчика уплатить долг. «Более четы­рех месяцев я ждал резуль­тата, а затем направил письмо начальнику отдела принудительного исполне­ния Центрального района г. Минска с просьбой принять меры по исполнению решения суда.

То ли начало очередной кампании по выборам на выс­ший государственный пост, то ли письменное обраще­ние с просьбой о принятии эффективных мер по испол­нению решения суда подей­ствовало на моего должни­ка. Мне вскоре было сообще­но, что деньги Терещенко в полном размере перечислил почтовым переводом».

Опять невольно прихо­дит на память гоголевская комедия. Сколько жили на свете Иван Иванович и Иван Никифорович, столько не могли помириться.

Вернув свои закон­ные семь тысяч долларов, Валерий Сороко нажил новые неприятности.

Вскоре его пригласили в ОБЭП УВД Центрального района г.Минска. На свой вопрос о причине вызова, он услышал, что на него посту­пила жалоба. Пришлось давать показания, был осмотр офиса. В конце кон­цов пришлось писать письма на имя президента страны. Только после этого было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Чтобы узнать челове­ка, порой недостаточно, как говорят в народе, съесть с ним пуд соли. Только экс­тремальные ситуации сполна высвечивают души людей. И тогда каждому, как записано в Библии, воздается по делам его.
Прочитав книгу «Тяжба с претендентом во власть», я задумался: а стоило ли ее автору Валерию Сороко, рас­сказывая о теневой и дра­матической стороне белорус­ского бизнеса, высвечивать и предавать огласке конкрет­ную историю о том, как его чуть ли не «кинул» много­кратный кандидат в прези­денты Виктор Терещенко и каких усилий стоила судеб­ная тяжба по возврату денег, одолженных ему по добро­те душевной? После долгих раздумий пришел к выводу: обнародовать эту некраси­вую историю все же надо было. Прежде всего для того, чтобы читатели, кото­рые одновременно являют­ся и избирателями, знали моральный облик «постоян­ного претендента во власть». Конечно, после этого автор книги, возможно, ослож­нит свою и так непростую жизнь, о перипетиях которой он подробно рассказывает в изданных книгах. Но, дума­ется, именно в этом и прояв­ляется гражданская позиция Валерия Сороко: он не при­вык прогибаться перед кем- либо, тем более если в его адрес начинают раздаваться угрозы.

Николай СЕМЕНОВ.
Народная воля № 29 (4178), 11 апреля 2017