"Человек стоит столько, сколько стоят его слова"

(Итальянец, приверженец левых идей, противник глобализации)

– Классовая борьба сейчас сменилась на борьбу между человеком и природой. Мы живём уже 50 лет в условиях слома природы. Но мы её часть. Сломаем природу – сломаем себя. К концу 21 века, если доживём, нас будет уже 12 миллиардов. Мир в корне изменился, и нам нужен другой жизненный путь, другая цель. Всем нам нужен поворот мышления. В ситуации борьбы за жизненно важные ресурсы, такие как вода, еда, воздух, вероятно абсолютно беспрецедентная война, в которую будут вовлечены огромные военные силы, способные разрушить мир…

Из моих записных книжек

Не хочется думать, но интуиция подсказывает, что этот природный процесс, происходящий сегодня, кто-то начинает умело расшатывать в мире. Совесть это уже ощущает. И самое страшное, что своим материальным, прагматическим умом пробует раскачивать общечеловеческие, национальные ценности. Если военным языком, то идёт разведка боем. Хамством, дикими выходками в интернете, нафантазированной ложью, придуманными фактами. Весь этот страшный груз – в душу совестливых. Пусть обижается, пусть обсуждает нас. Главное, что человек уже не творец. Пусть рефлексирует у берёзы. Рефлексия не помогает созидать. Не лучший помощник в принятии жизненно важных решений.

Господа, дайте природе шанс. И она Вас оставит в покое. «А через 25 лет, – по словам академика Д. Лихачёва, – природа создаст великолепный пейзаж». А Сергей Есенин в стихе прокричал: «Я сердцем никогда не лгу…» Так, слушайте своё сердце, господа…

***

А Вы знаете, что ответил Виктор Астафьев на вопрос девочки:

– Виктор Петрович, а что такое счастье?

– Две тысячи лет уже задают его, а я сейчас вам его сразу и выложу.

Улыбнулся писатель – фронтовик. Потом, крепко задумался, но ребёнку нужно ответить. И ответить так, чтобы ОН понял. Просто и доходчиво.

– Скорее всего, это понятия индивидуальное… Для одного кашу поесть – счастье, а для другого по – большому сходить – у него запор –счастье. «У кого суп жидок, у кого жемчуг мелок». Так что понятие это нравственное. И насколько выше нравственность, настолько требование к этому самому счастью более редки и возвышенны…

***

При жизни писателя – фронтовика ещё жива была потребность: отвечать добром на добро. Это была естественная потребность выжить в трудные минуты. Чувство товарищества давала надежду созидать. И не отчаиваться. Сегодня я Вам помогу, веру, что Вы искренно поможете мне.

А сегодня это чувство утрачивается. И это – несчастье. Захлёбываемся в собственном эгоизме.

Эту мысль я выписал у Виктора Петровича Астафьева:

«У крестьян много недостатков, а достоинств больше. И главное их достоинство – труд».

И вспомнил я отцовские руки. Они у него пахли самым чистым, что есть –Землёй. Вот его счастье, счастье его детей, жены. В трудное послевоенное время мы не умерли с голоду. Спасибо отцовским рукам.

Чай, не только утоление жажды, но и лекарство…

А Вы знаете, что чай в Китае считается самым востребованным лекарством, помогающим от всех болезней. А в Европе доверяют химическим таблеткам, врачу, который их выписывает при обращении. Пациенты физически прислушиваются к больным органам, вернее, он напоминает о себе. «Ой, что-то печень болит, нужно к врачу сходить. А мудрые китайцы понимают, уж если что-то заболела, значит, во всём организме что-то не то. Нужно его почистить, дать ему отдохнуть, различными травами расслабить. И не нужно наносить точечный химический удар по печени. Отдохнувший и почищенный организм наладит работу.


Позвольте, уважаемый читатель, анекдот на эту тему:

Приходит, значит, старушка к врачу и начинает жаловаться:

– Доктор, у меня очень сильно болят ноги, не могу уснуть. А ещё – спина, да так сильно, что на стенку хоть от боли лезь.

Призадумался врач. Нужно старушки помочь. Достал из шкафа таблетку, разделил её на две половинки и говорит:

–Возьми, бабушка эти две части и перед сном выпей. Обязательно запей водой. Одна половинка поможет снять боль в ногах, а вторая, – в спине. Смотри только их не перепутай.

Мудрые китайцы из поколения в поколения передают легенду о открытии целебных свойств чая. Открыл эти свойства мифический правитель Шэнь Нун ещё до нашей эры. Конечно, они просчитали точную дату. А нам зачем? Ибо переизбыток информации, является ударом по нашему сознанию. ( по мысли китайцев). Кстати, по другой легенде, Шэнь Нун придумал плуг и научил свой народ пахать землю. А ещё его считают отцом китайской фармакологии.

Бродил он по лесам и полям в поиске лечебных трав. День уже близился к закату. И Шэнь Нун решил отдохнуть. Устал, день не заладился. Много прошёл дорог. И ничего не нашёл полезного. В задумчивости сорвал листочек с дерево, у которого сидел, прислонившись спиной. И начел жевать его. На цвет это были зелёные капли, а по вкусу – приятная горечь. Через несколько секунд усталость прошла, голова прояснилась, мысли чётко выстроились. Захотелось творить, сочинять стихи и прочесть их возлюбленной.

Так он открыл чай и свойство его записал в своём трактате.

Может быть это и его мысли, записанные в древнем китайском трактате:

«Чай по вкусу горький. Если человек его пьёт, то это способствует процессу мышления, тело становиться легче, глаза проясняются и продолжительность сна уменьшается».

А вот что дошло до нас с эпохи Мин:

«Когда пьёшь чай, нужно чтобы не было дел, чтобы был хороший гость, который понимает вкус чая, его целебные свойства, запах; за столом с гостем нужно сидеть со спокойным сердцем, и вместе и ним радоваться; исключить нужно всякую суету. Одежда, посуда, пение птиц должны вас радовать. Ничего не должно вас отвлекать от Божественного напитка».

И так, Господа, приятного чаепитие.

***

В 2019 году исполнилось 160 лет со дня рождения классика татарской поэзии Закира Рамиева – Дэрдменда. Первые свои стихи опубликовал в годы первой русской революции. Читатели и не догадывались, что под псевдонимом Опечаленный (именно так на русский язык переводиться его имя «Дэрдменд) скрыто имя одного из богатейших людей России, владельца золотых приисков Урала, мецената Мухаммедзакира Мухаммедсадыковича Рамиева. Как-то сразу мне легли на душу его стихотворение, напечатанное в «Литературной газете»:

Я муравей больной,
лежащий на дороге.
А не пчела, от коей все уносят ноги.
В благословенном государстве
нет, признаться,
Сил у меня унижать,
ни унижаться.

А ещё замечательный татарский поэт писал философские притчи. Думаю, что на их стоит обратить внимание в образовательном процессе.

Пшеница

Один крестьянин, взяв с собой восьмилетнего сына Хусаина, поехал в поле хлеба посмотреть. Едут и видят поле, на котором большинство колосьев стоит низко опустив голову, а некоторые, не сгибая головы, надменно возвышаются. Заметив такое Хусаин и говорит отцу:

– Папа! Смотри-ка, пшеница бедная! Как шею согнула… Хорошо хоть те! Такие крепкие, как джигиты, настоящие стоят!

Остановил отец лошадь. Сошёл с телеги, сорвал и тот и другой колосок. Размял их в ладонях, чтобы зёрна выпали. Потом сказал, обращаясь к сыну:

– Смотри, сынок! Видишь, сколько спелых зёрен внутри этих! Вот они и склонили головы... А у тех, кто стоял, высоко подняв голову, – внутри ничего нет! Грош им цена! Извлекай урок из увиденного, сынок: надменно голову держать подходит только пустоголовым.

Пахарь и султан

В один прекрасный день отправился султан на охоту. По лесам скакал, по лугам, по полям… И вот на одном поле видит: пахарь пшеницу собирает.

Подъехал он ближе, поприветствовал. Пахарь в ответ поклонился: «Храни тебя, Аллах, мой господин!»

Понравилось султану, с каким почтением крестьянин к нему обращается, и стал он его расспрашивать:

– Чем ты занимаешься?

– В молитвах за вас, мой эфенди, хлеб выращиваю!

– На сколько в год хлеба продаёшь?

– Иной год – на сто, а иной и на пятьсот, мой султан!

– На что ты тратишь эти деньги?

– Десятую часть, как Аллах велит, отдаю бедным. Остальные делю пополам: одной частью долг возвращаю, а другой часть в долг отдаю.

– Это кому и сколько же ты задолжал? Для чего нужно было в долг брать?

– В дни моего детство не годен я был ни для какой работы. Отец меня одевали, кормили, обучали, растили. Им задолжал, почтенный султан! Теперь они постарели, ни для какого труда не годны. Кормлю-пою и так долг им свой возвращаю.

– Хорошо… А почему ты тогда вторую часть в долг отдаёшь? Знаешь ли ты, что кредиты давать и наживаться на них грех большой?

– Да, светлейший! Пять душ детей у меня мал мала меньше…Не годны они ни для какой работы. Их пою, кормлю, одеваю, учу. А когда я постарею – тогда они за мной ухаживать будут. Вот это и есть тот кредит, который отдаю…

– Да благословит тебя Аллах! – сказал султан и дал на прощанье сто золотых этому мудрому человеку.

Перевела Вера Хамидуллина